cart В корзине 0 товаров
На сумму 0 руб.
dollar Курс на сегодня:
1 у.е. = 69.16 руб.
Выгодные цены на фурнитуру GRASS

Исторические стили в европейском искусстве мебели – Барокко

Барокко – наиболее декоративное направление в формообразовании мебели, которое больше других продержалось в Западной Европе.

Барокко в странах Западной Европы

Родоначальницей исторического стиля в пространственных искусствах и музыке, получившего название «барокко», стала Италия, которая в XVI веке дала жизнь и предшествующему стилю эпохи Ренессанса (Возрождения). С итальянского языка «barocco» переводится как «странный, причудливый», но есть основания связывать это слово и с его португальским аналогом, означавшим жемчужину с неправильной поверхностью. Первые опыты в новом стиле были сделаны в конце XVI века в церковной скульптуре и архитектуре и довольно долго сохраняли многие черты ренессанса.

Расцвет барокко как особого стиля мебели пришелся на середину XVII века. Как все исторические стили, барокко стал к этому времени господствующим стилем во всех областях художественной деятельности, включая церковное и гражданское строительство, производство предметов быта и одежды, ювелирное и оружейное дело, кораблестроение, изготовление приборов (для навигации, часов, телескопов), инструментов и пр.

Общая направленность барокко в композиции объектов – это отход от ясности, строгости и статичности построения формы, свойственных эпохе Возрождения. В это время резко возрастает роль декоративного убранства зданий и оформления вещей. Целью становится создание ощущения силы, живой, действующей энергии, некоего мистического великолепия. Как нельзя кстати это было удобно для нужд католической церкви, которая в это время противостояла движению за реформацию церкви, охватившее Европу. Не случайно барокко называли орудием контрреформации, по замыслам которой храмы должны были служить всеми возможными способами возвеличиванию могущества католицизма – своей архитектурой, скульптурой, живописью, позолотой, светом, музыкой, риторическим пафосом проповедей. Более полно и широко принципы барокко проявились в искусстве тех стран, в которых контрреформация оказалась наиболее успешной – в Италии, Испании и Франции.

Из церковной среды барокко довольно быстро распространилось на архитектуру и убранство дворцов королей, правящей знати и дворянства. Во всех странах Западной Европы, как и в России XVII-XVIII веков, новый стиль оказался впору монархической власти, которая вела борьбу за абсолютизм. В существенно упрощенном виде барокко отразилось и в среде городского и сельского простонародья.

Мебель в стиле барокко (основные черты)

В предметах мебели можно отметить следующие особенности, свойственные барочному стилю:

  1. Все фасадные проекции (или, по крайней мере одна из них) любых видов мебели лишены замкнутой прямоугольности контура, свойственной подавляющему большинству изделий эпохи Ренессанса. Прямоугольность очертаний нарушается, как минимум, узорчато-фигурными навершиями шкафов, спинок кресел и стульев, спинок кроватей в виде криволинейного карниза, фронтона или сандрика с вазами. Поверхности, тем или иным образом вычлененные внутри общего фасадного контура (например, поверхности шкафных дверей, выдвижных ящиков, пилястр), часто имеют также свой собственный фигурный контур.
  2. В мебели барочного стиля отсутствуют такие поверхности, единственным декоративным свойством которых была бы только естественная текстура древесины, как правило, орех или черного дерева. Если в изделии и есть какая-либо большая поверхность, например филенки шкафной двери или столешницы, то она разбивается инкрустацией (интарсия, мозаика), чаще всего узорочной, или по типу «маркети», то есть набором сопряженных плашек толщиной 3-4 мм с различно ориентированной текстурой древесины.
  3. Впервые в истории мебели широк применяются изогнутые поверхности, получаемые столярной обработкой заготовок из массива и гнутья (гнутье массива древесины – достижение эпохи барокко). Часто, но не всегда, и только в дорогостоящих изделиях такие поверхности имеют двери шкафов, передние стенки ящиков, а порой и боковые стенки у комодов, шкафов, столов, бюро, секретеров. Нередко гнутся также передние и боковые части царг стульев, кресел, диванов, столов. Встречаются поверхности, изогнутые как по вертикали, так и по горизонтали, в том числе выпуклые, вогнутые и вымпелообразные, а также выпукло-вогнутые (весьма редко).
  4. Правильный орнамент с бордюрной симметрией, свойственный Ренессансу, а еще раньше готике, а после барокко – классицизму, уступает место свободному узору. Узоры делаются трехмерными, резными, или двухмерными - в технике инкрустации или наложения украшений. Для инкрустации используются такие материалы как желтая медь, слоновая кость, черное дерево, черепаха, драгоценные и полудрагоценные минералы и др. Орнаментальная симметрия на основе ритмического повторения какой-либо фигуры – чужда барочному стилю.
  5. В этом стиле основные мотивы объемных украшений в большинстве своем асимметричны – щиты сложного ломанного или округлого очертания, картуши, раковины, так называемые «усики» (сильно вытянутые, ветвящиеся один из другого листья аканфа), гирлянды, фестоны, голова, бюст и полная фигура человека. Они либо вырезаны из общего массива той или иной детали мебели, либо наложены на нее, будучи изготовлены из древесины, металла, слоновой кости, черепахи и др.
  6. Для барокко свойственна сложная фигурность всех опорных элементов (ножек) шкафов, столов, стульев, кроватей и др., которая получается с помощью резьбы, гнутья массива и в результате точения. Часто ножки имеют характерный вид лапы, возможно с птичьими когтями, - так называемой «кабриоли» (от франц. cabriole – «прыжок»). Значительно реже применяются опоры точеные и витые, которые изготавливались в основном в Германии, Голландии и Англии.

Этапы развития барокко

В эпоху барокко во Франции, где стиль получил наиболее яркое и полное развитие, обозначилась целая плеяда выдающихся мастеров архитектуры и декористики, работавших в мебельном деле, таких как: Жан Лепотр, Даниэль Маро, Шарль Лебрен, Жиль Опенордт и, в особенности, архитектор, живописец, декоратор и столяр-чернодеревец Андре-Шарль Буль с четырьмя его преемниками-сыновьями.

Эпоху Барокко принято делить на четыре периода, которые хронологически совмещаются со временем правления французских королей:

  • стиль Людовика XIII – раннее барокко, переходное от Ренессанса, 1610-1643 гг.
  • стиль Людовика XIV, 1643-1715 гг.
  • стиль Регентства («режанс») – переходный к стилю Людовика XV, 1715-1730 гг.
  • стиль Людовика XV – позднее барокко, получившее название «рококо», 1730-1774 гг.
В мебели современного производства элементы стиля барокко воспроизводятся крайне редко, большей частью в предметах мягкой мебели. Весьма распространенная орнаментация растительного характера, объемная и плоская, следующая контуру, например, шкафных дверей и столешниц, является упрощенной стилизацией орнаментики не барокко, а так называемого второго рококо, или неорококо второй половины XIX века.
МДМ-Комплект