cart В корзине 0 товаров
На сумму 0 руб.
dollar Курс на сегодня:
1 у.е. = 68.93 руб.
Выгодные цены на фурнитуру GRASS

Исторические стили в европейском искусстве мебели – Ренессанс

Этим французским словом (Renaissance - «Возрождение») обозначается не только особый художественный стиль, но и вся приходящаяся на XVI-XVI века эпоха в культурном развитии западной Европы. Это была эпоха Великих географических открытий, изобретения книгопечатания и телескопа, доказательства шарообразности земли и вращения планет вокруг солнца, широкого применения энергии воды и ветра, бурного роста городов и ремесел.

В отличие от готики ренессанс представлен в современных музеях и частных коллекциях большим числом хорошо сохранившихся образчиков мебельного искусства. Малочисленностью дошедших до нас предметов мебели античных Греции и Рима мы обязаны воинственной нетерпимости раннего христианства ко всему языческому. Готической мебели не повезло из-за того, что в эпоху Возрождения она была признана за варварскую, «готскую». Другое дело Ренессанс. Не нужно особых усилий мысли, чтобы увидеть коренную родственность ему почти всех последовавших художественных стилей, включая нынешний так называемый стиль ретро. По большому счету мы живем сегодня в той же художественной макроэпохе начатой мастерами Возрождения.

Причин для победы нового художественного движения было в XIV-XV веках достаточно, особенно в Италии - родине Ренессанса. Важнейшие из них следующие:

  • Зарождается научное мировоззрение в антитезу религиозному (Р. Бэкон, Н. Коперник, Эразм Роттердамский, Д. Бруно и др.). Успешно действуют многочисленные университеты, появившиеся во всех основных странах Западной Европы в XIII-XIV веках.
  • Повсеместно формируется сильная светская власть, противопоставляющая себя власти церковной и стоящая над последней. Феодалы, то есть крупные и мелкие наследственные землевладельцы, утрачивают де-факто право, ранее бывшее для них эксклюзивным, на богатство и роскошь; появляется сильная торговая и ремесленная буржуазия.
  • Значительно возрастает численность населения, особенно городского, для управления которым уже не годны старые средства духовного воспитания и контроля.

В этих условиях сама Католическая церковь остро нуждалась в новых эффективных средствах религиозного убеждения народа, прежде всего в средствах наглядных. Таковыми и стали для нее более живые, полнокровные, реалистичные изображения евангельских персонажей и событий в живописи и скульптуре, более мирская, гражданская, чем готические громады, церковная архитектура, воздвигаемая в сжатые сроки.

Следуя за временем

Вслед за архитектурой не могла не измениться и мебель, церковная и бытовая утварь. За вдохновением все взоры устремились на то, что лежало рядом, еще уцелело от античных времен. Так что нет ничего парадоксального в том, что новая живопись, новая архитектура и прикладное искусство, несшие в себе очевидный антиклерикальный заряд, были охотно приняты Католической церковью и поощрялись ею.

Правда, в своем стилевом обновлении мебельное искусство значительно запоздало по времени сравнительно с архитектурой и живописью. В подавляющем большинстве его образцов даже в XV веке еще много черт от изделий эпохи готики (в странах к северу от Италии) и романского периода (в самой Италии). Расцвет ренессанса в мебели приходится на вторую половину XV века и длится до конца XVI века, когда в архитектуре, скульптуре и живописи господствует уже барокко. Так называемое позднее Возрождение имеет место в мебельном ремесле и в первой половине века, преимущественно во Франции.

В номенклатурном составе меблировки жилья нового появилось мало. Стоит отметить увеличение числа композиционно-пространственных схем шкафов, столов и сидений, а также уже полное изжитие мебели, конструктивно привязанной к ограждающим помещения. Достойно внимания изобретение раскладного стола с подвешенными на петлях «фартуками» и выдвижными опорами для них. Зато такие комфортные предметы, как письменный стол, шкаф с доской для письма и буфет, еще редкие в готическом обиходе, получают теперь широкое распространение. Следует упомянуть и весьма успешные, но не поддержанные в последующие века попытки изготовления кресел из металла (стали), ажурных, глядящихся и сегодня весьма по-современному.

Художественно-стилевые особенности мебели эпохи Ренессанса

В XVI веке технология мебельного дела существенно преобразилась благодаря германскому изобретению фанернопильной машины. С этого времени начался бурный расцвет техники интарсии и вообще укрытия менее ценных пород древесины более ценными.

Предметы мебели, преимущественно корпусные и крышки столов, начинают украшаться мозаичными композициями в виде вьющихся усиков, виноградных лоз, стилизованных листьев аканта (род южного лопуха), гирлянд, венков и прочих орнаментальных мотивов греко-римского наследия, а также музыкальных инструментов, пейзажей, натюрмортов и архитектурных видов. Техническим и художественным достижением раннего Ренессанса стала и так называемая чертозианская мозаика, заимствованная на Востоке, набиравшаяся из очень тонко напиленных пластинок черного дерева и слоновой кости. Чаще всего она применялась для украшения крышек небольших столов, дверок, ящичков и шкатулок.

Основные художественно-стилевые особенности мебели всего Ренессанса во всех странах следующие:

  1. Почти непременная «архитектурообразность» предметов, обусловленная их греко-римским ордерным построением. Наиболее последовательно такое построение проводится в корпусной мебели - шкафах и сундуках. Композиция изделия строится подобно зданию снизу вверх в последовательности: цоколь- несущие опоры (колонны, пилястры, кариатида и т. п.)- карниз - фронтон кровли. В двухъярусных шкафах вводится также дополнительный карниз, разделяющий ярусы. Пространство между несущими каркаса забирается панелями, то есть дверями, заглушками (если дверь уже проема) и передними стенками ящиков. Колонны (в основном это полуколонны) и пилястры почти всегда каннелированы и имеют капители тосканского или коринфского ордера, а часто и профилированные базы. Почти та же схема наблюдается и в прочей мебели- столах, креслах, стульях, кроватях. Ножки столов, стульев, крупных кресел тоже часто решаются в виде колонн.
  2. Обилие объемного резного декора, нередко соседствующего с плоскими декоративными вставками. Темы объемного декора большей частью греко-римского происхождения. Особенно помпезны огромные двухъярусные шкафы (обычно это буфеты, предназначавшиеся для приемных залов) со скульптурно резной, почти горельефной композицией, изображающей какую-либо многофигурную сцену из Библии или мифов. Встречаются (сиенская школа) и невиданные ранее изделия с позолоченной лепниной (на основе алебастра).
  3. Мебель для сидения в XV веке большей частью подобна готической и романской своей ящикообразностью. В XVI веке она становится уже «на ноги», однако ножки ее, как правило, соединяются понизу двумя, тремя или всеми четырьмя проногами, либо вообще ставятся на единую цокольную раму. То же характерно и для многих столов и шкафов на высоких ножках.
  4. Общая особенность мебели Возрождения во всех странах - отсутствие изящества, изысканности форм. Наряду со спокойной статичностью композиции, ей присуща некоторая зрительная тяжеловесность, даже брутальность, грубоватость, которой не было у продуктов готики и не стало в барокко. Этой своей брутальностью мебель Возрождения, по-видимому, отвечала простому жизнелюбивому духу своей эпохи, породившей «Декамерон», «Гаргантюа и Пантагрюэля». Случается, что помимо радиоуглеродного метода определения возраста памятника характерная грубоватость форм оказывается наиболее верным признаком его принадлежности к веку Ренессанса.

Многоликость мебельного Ренессанса

Трудность отнесения антикварных предметов к эпохе Возрождения вызывается большей частью тем, что эта эпоха породила огромное разнообразие весьма несходных решений мебели. Это относится как к ее вековым и полувековым этапам, так и к разным странам, частям стран, отдельным городам и мастерам. Такая многоликость мебельного Ренессанса имеет исторически особую причину, важную для понимания всего хода развития искусства мебели в постантичную макроэпоху, в которую живем сегодня и мы.

До Ренессанса основным технологическим и коммерческим законом, мерилом для производителя того или иного продукта всегда был образец. Им выступало не какое-либо определенное изделие, выполненное известным мастером, а образец древний, достопамятный, установленный вековым опытом, своего рода природный артефакт, разложенный на составляющие элементы, узлы соединения, крепления и т. д. Нечто вроде исчерпывающего свода ГОСТов. Из-за примитивности, «сопроматовской предельности» технологии и традиционности желаний потребителя отступление от образца было действительно чревато не только потерей прочности, долговечности и комфортности изделий, но и их имиджевых составляющих, таких как художественный образ и вписываемость в быт с его незыблемыми функциональными и нравственными устоями.


В Европе первый удар по этим устоям смело нанесла готическая архитектура, одежда, мебель. В эпоху Возрождения процесс пошел дальше и быстрее. Стало создаваться новое, весьма динамичное отношение к нормам быта, ко всей человеческой жизни. Теперь правилом, образцом для подражания становится уже не образец, а все более мастер, маэстро, и он же оказывается объектом для творческого и идейного соперничества. Этой конкуренцией и было вызвано такое многообразие мебели.

Учтем, что европейские страны, в том числе небольшие по территории и расположенные рядом, даже области и города одной страны, оставались в XV-XVII веках весьма еще разобщенными не только по политическим причинам и разнице в культуре, но и в силу примитивности средств коммуникации. Например, из-за отсутствия тех же газет. Применительно к той эпохе не может быть и речи о возможности появления какой-либо общеевропейской и даже общенациональной моды в художественном деле. Даже в сфере вооружений новшества заимствовались чрезвычайно медленно. Мода как таковая начинает понемногу править бал только на рубеже XVII-XVIII веков. Тогда и появляются первые признаки интеграционных процессов в национальном и европейском масштабах. В них сразу же вовлекается и Россия, до той поры довольствовавшая, как и Франция и многие другие страны, приглашением иностранцев на разовую работу.

МДМ-Комплект