cart В корзине 0 товаров
На сумму 0 руб.
dollar Курс на сегодня:
1 у.е. = 69.19 руб.
Выгодные цены на фурнитуру GRASS

Декорирование стекла (часть 1)

Историки давно ведут споры, но не могут назвать нам ни точное время, ни место появления стекла. Во всяком случае, большинство из них сходятся на трех тысячах лет до нашей эры и Древнем Египте.

Основываясь на тех же дошедших до нас изображениях в виде фресок и каменных рельефов, они свидетельствуют, что в тот же период времени там зародились и первые технологии производства мебели.

Почти не соприкасающиеся пути развития

Это означает, что производство стекла и мебели всегда существовали и развивались вместе. Причем параллельно. И ни один из сохранившихся древних артефактов не дает возможности найти причину, почему стекло несколько тысяч лет почти не использовалось в изделиях мебели.

Возможно, она состоит в том, что первоначально стеклянные изделия были диковиной и стоили едва ли не дороже, чем полудрагоценные и драгоценные камни, все-таки применявшиеся для украшения тронов и спальных мест тогдашних властителей.

Конечно, знаменитому оратору древности Цицерону принадлежит фраза: «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом». Но здесь речь идет скорее о посуде, которую и в наше время старались выставить напоказ как символ достатка и даже богатства. Однако веками, когда хрупкую стеклянную посуду хотели сохранить, ее убирали подальше от чужих глаз в шкаф с глухими дверями или в сундук, который при пожаре или нападении врагов быстро выносился из дома.

В эпоху главенства в Европе готического стиля (XIII-XIV вв.) в окнах зданий появляется витраж из фигурных пластин цветного стекла, вставленных в свинцовую оправу. Но окна даже в замках и дворцах не имели остекления – листовое стекло большого размера производить просто не умели.

Но витражи мало подходят для заполнения проемов в рамках дверей корпусной мебели – они раскрывают всю свою красоту только на просвет.

Конечно, примеры использования зеркал в конструкциях туалетных столов в Италии, Франции, Испании известны еще с XVI века. Примерно тогда же в Голландии появился первый шкаф для посуды с остекленными ячейками решетчатых озерных рам. А полвека спустя первые остекленные шкафы для книг создает Т. Чиппендейл (Англия). Но в них был применен аналогичный витражу способ соединения фасонных пластин стекол в виде ромбовидной сетки.

И только в начале XVIII века, когда была, наконец, разработана технология изготовления листов стекла достаточно большого формата, появляются первые книжные шкафы и буфеты с рамочными дверями, в которых глухая филенка или декоративная решетка сменяются прозрачным стеклом или зеркалом.

То есть, до этого времени мебель и стекло развивались своими путями, которые практически нигде не пересекались.

Вне жилища лишь с середины XIX века листовое силикатное стекло нашло широкое распространение при изготовлении разного рода напольных и настенных витрин для магазинов, музеев, учебных заведений, контор и др.

И фактически до начала XX века применение остекления в дверях мебели было довольно ограниченным из-за его дороговизны и довольно низкого качества: оно имело зеленоватый оттенок и неравномерную толщину, что искажало вид и форму располагавшихся за ним предметов.

Новые решения и старые убеждения

В 50-70-х годах прошлого столетия во многих странах Западной Европы дизайнерами-авангардистами были предприняты многочисленные попытки расширить область применения стекла в бытовой мебели. Создается множество образцов с конструкционными деталями из стекла. Появляются столы со стеклянными крышками и опорами. Разрабатываются стулья с сиденьями, формованными из стекла, гнутые навесные стеклянные полки и стеллажные системы на их основе, трех- и четырехсторонние шкафы-витрины и др. Изредка встречаются и кровати со стеклянными спинками, и даже лестницы. Но по-настоящему приживаются в мебельном производстве только стеклянные полки в шкафах для посуды.

Но до сего дня по вполне объективной причине сегмент рынка, готовый принять все эти инновации, остается слишком узким.

Дело в том, что у населения за долгие века общения с предметами из стекла создался устойчивый образ этого материала как непрочного и опасного в обращении. Ведь любая стеклянная посуда при ударе разбивается и образует острые осколки, о которые можно серьезно пораниться.

Преодолеть это убеждение не могут никакие уверения, что современное стекло имеет совсем другие характеристики – некоторые его марки обладают столь высокой прочностью, что из него делают даже гвозди, многослойное стекло (триплекс) не образует разлетающихся осколков, а закаленное разбивается на мелкие фрагменты, не имеющие острых режущих ребер. Но полученное на основе векового опыта понимание того, что «береженого Бог бережет», обычно удерживает нашего практичного покупателя от приобретения такой диковинки, как мебель из стекла.

Поэтому из стекла сегодня в основном изготавливаются полки для посудных шкафов, зеркала и филенки дверей в шкафах с распашными или раздвижными дверями, реже, элементы столешниц, вставленные в деревянную раму-обвяз. И в последние годы стекло с напечатанным на нем рисунком стало использоваться также в кухонной мебели – для оформления задней стенки ниши, образующейся между навесными шкафами и столешницей шкафов-столов рабочих.

Декорирование листового стекла

Прозрачное стекло придает многим изделиям объемность, воздушность и легкость, но при этом большие остекленные поверхности придают ему и некоторую монотонность. Кроме того, прозрачность дверей шкафов-хранилищ обычно просто недопустима.

Поэтому сегодня разработано множество промышленных способов декорирования плоского листового стекла, в том числе, частично или полностью снижающих его прозрачность.

Это декорирование за счет соединения вместе многих разноцветных фигурных элементов из стекла по кромкам – техника витража; декорирование путем местного снятия слоя стекла за счет механической или химической обработки поверхности; декорирование с использованием различных накладных декоративных элементов; декорирование путем нанесения на поверхность листового стекла красок и пленок с заранее напечатанным на них рисунком; а также их различные комбинации.

Поверхность стекла может подвергаться многим видам декоративной обработки и отделке еще на стадии его изготовления. Его поверхности может придаваться любая фактура: от зеркально-гладкой до рисунчато-рельефной.

На стадии изготовления в стекло, особенно листовое, в его глубину или в поверхность внедряются различные декоративные элементы из металла или керамики, а также из стекла другого цвета (например, различного вида сетки, фигуры, слои).

Поверхность готовых заготовок и деталей из силикатного стекла может плоско отделываться не только зеркальной амальгамой, но также рисунками в техниках матирования или росписи масляными красками. Применяются и методы изменения геометрии поверхности стеклянной детали созданием фацета вдоль всего периметра детали (крышки стола или дверной филенки) или углубленным фрезерованием аналогично хрустальной посуде.

По своей природе силикатное стекло прекрасно окрашивается в массе минеральными (солевыми и др.) добавками цветов всего спектра, в том числе белого и черного. Кроме того, стекло любого цвета, кроме белого или черного, может сохранять прозрачность, причем практически не наблюдается «выгорания» цвета от времени и прямых или отраженных солнечных лучей. Осуществима не только однородная, но и «пятнистая», «струйная» и др., а также «радужная» окраска стеклянной массы в разные взаимно проникающие цвета. Все это делает стекло уникальным материалом, предоставляющим огромные возможности для создания неисчерпаемо разнообразных изделий мебели с функциональными, эстетическими и другими свойствами, не достижимыми иными способами.

Витражи

Под «настоящим» витражом понимается паечный, изготовленный в классической технике, появившейся еще в средние века и послужившей основой для всех других подобных техник. Это лист, состоящий из уложенных вплотную друг к другу фигурных пластин цветного стекла, соединенных между собой в единое целое огибающей каждую из них по контуру оправой Н-образного сечения (стрункой), спаянной в своих стыках. Отдельные пластины такого витража, не подвергаемого нагреву, могут быть ограненными или расписными.

Струнка, называемая также оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль,– профессиональные обозначения этого окаймления в которое вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж. Изготавливается из свинца, латуни или другого достаточно гибкого металла или сплава.

Разновидность паечного – мозаичный наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение. Он может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор используется как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая все пространство проема, в который он помещен. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые форму фигурные стеклянные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

Cпечной витраж – техника, в которой рисунок создается путем совместного спекания друг с другом разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

Разновидность спечного,– наборный витраж, как правило, без росписи, который создается путем соединения на наборном столе пластин, заранее нарезанных по рисунку, и их спекания.

На технологии производства спечного витража "строен метод декорирования, известный у нас как фьюзинг. Он заключается в наложении на лист прозрачного стекла отдельных цветных элементов, и их последующего взаимного спекания в печи.

Для получения неплоских витражей используется бендинг – способ их изгибания в печи по шаблону для придания им полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет моллирование, но используются другие температурный режим оснастка.

Нагрев стекла применяется также для получения кракелированного стекла (от фр. craquele – «растрескивание»). Это техника декорирования (кракелюр]. Глубина образующихся декоративных трещин зависит от длительности погружения обрабатываемого изделия в воду или в опилки.

Декорирование с механической обработкой

Основной способ декорирования стекла с использованием механической обработки – шлифование с использованием абразивных кругов и паст.

Этим способом на листах и плоских элементах из стекла получается простой и фигурный фацет – фаска, скошенная относительно лицевой поверхности стекла полированная или неполированная полоса, гладкая или ограненная, окаймляющая изделие по всему периметру и точно повторяющая конфигурацию его рамы.

Аналогично обрабатываются и кабошоны – рельефные фигурные вставки в витражах, в основном прозрачные, иногда прессованные или отлитые в форму, внешним видом напоминающие каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может иметь вид полусферы или слегка приплюснутой полусферы с бортиком для крепления в оправу, а также более сложные формы.

В последние десятилетия распространилось понятие бевель (от англ. bevel – «скос; наклон; фаска»). Это название плоских стеклянных элементов толщиной около 5 мм, с плоским фацетом по всему периметру, предназначенных для наклеивания на лист стекла при имитации витража с использованием прозрачных клеев УФ-отверждения по технологии английской фирмы Decra Led North Western Co. Бевели имеют различную форму и изготавливаются из стекла различных цветов. Название Decra Bevels® было запатентовано компанией-изготовителем и перекочевало в отечественную терминологию.

Фацетный витраж – витраж, выполненный из стекол со снятым по их периметру стекла фацетом, или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску, что усиливает эффект от преломлений света, требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фаце-тированные детали собирают в более прочную-латунную или медную оправу. Подобные витражи больше пригодны для установки в межкомнатных дверях и дверях мебели, т. к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки при их открывании и закрывании, а свинцовая в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы, будучи видимым не только на просвет, придает вещам драгоценный вид. Такие витражи широко применялись при изготовлении платяных шкафов особой конструкции, называвшихся славянскими (славяновскими).

Другие важные способы механического декорирования стекла относятся к гравированию поверхности. О них в следующей статье.

МДМ-Комплект