cart В корзине 0 товаров
На сумму 0 руб.
dollar Курс на сегодня:
1 у.е. = 69.16 руб.
Выгодные цены на фурнитуру GRASS

Томас Чиппендейл

Одной из значительнейших фигур в истории европейского мебельного искусства является английский мастер-краснодеревщик и дизайнер Томас Чиппендейл.

Родился Томас Чиппендейл (Thomas Chippendale), точнее - был крещен, в небольшом городке Отли (графство Йоркшир в Англии) 5 июня 1718 года. Отец его был столяром. Детство и юность Томаса прошли со столярными инструментами в руках, среди стружек и лаков, в окружении свежепахнущих резных деталей кресел, стульев и зеркальных рам в стиле "королевы Анны", на изготовлении которых специализировался Чиппендейл-старший. Семья мечтала о том, что их сын продолжит дело отца.

Рядовое начало

Ни родственники, ни соседи не предполагали, что сын простого резчика прославится на весь мир, и через несколько лет после его смерти в их краях будет поставлен памятник "Великому гражданину города Отли". О ранних годах жизни мастера почти ничего не известно. Нет ни семейных хроник, ни портретов. С уверенностью можно сказать лишь то, что Томас обучался грамоте, счету и рисованию, наблюдал за работой отца и помогал ему, постигая секреты ремесла. В 1739 году в возрасте 21 года он покинул Отли, перебравшись в Лондон. Там Чиппендейл начал работать резчиком по дереву, а вскоре всерьез увлекся мебельным делом.

В 1748 году он празднует свое тридцатилетие, но ни славы, ни богатства пока не ждет. В том же году он играет свою первую свадьбу с Кэтрин Редшоу. По-видимому, женился он "на деньгах", потому что венчание состоялось примерно за год до открытия Томасом собственной мастерской в Лондоне, что требовало довольно значительных средств. В этом же году у Чиппендейла родился первенец, названный так же Томасом, который впоследствии, после смерти отца, возглавит уже всемирно прославленную мастерскую.

В Англии процветало огромное количество столярных предприятий, производивших мебель. В Лондоне основная их масса была сосредоточена на северной границе Вестминстера, на St. Martin's Lane (улице Святого Мартина). Сюда Чиппендейл и перебрался через пять лет после своей свадьбы, в 1753 году. Успехи в продаже мебели его изготовления позволили ему организовать здесь более крупную мастерскую. Конечно, цех Чиппендейла был небольшим даже по сравнению с предприятиями некоторых его соседей. Но тридцатипятилетний мастер обладал огромной энергией, страстью к новаторству, был искушен в технических и коммерческих вопросах своего ремесла. И это позволило его предприятию производить широкий ассортимент самой разной мебели из ставшей тогда модной древесины красного дерева.

 

Для самых первых работ Чиппендейла (примерно до 1750 года) материалом служили дуб, бук, орех и ясень. В дизайне преобладали формы, характерные для "стиля королевы Анны" (Анна Стюарт, чье правление пришлось на 1702-1714 годы), который мало чем отличался от барокко континентальной Европы, особенно Голландии. Однако отличия все же были, и определились они большим, чем это наблюдалось на континенте, стремлением английской аристократии и буржуазии к рациональности, комфорту, уюту в домашней обстановке. Как следствие, английская мебель была немного компактней, не перегружалась сложным резным декором. Она носила буржуазный характер. Охотно использовались простые точеные или прямоугольные в сечении ножки, спинки стульев и диванов чаще всего делались "прорезными", применялись более простые обивочные ткани. И все же мебель была слишком массивной, производила впечатление неуклюжести. Зато англичанами активно изобретались новые по назначению стулья и столы, наилучшим образом приспособленные для разных бытовых целей и ситуаций.

Учитывая эти тенденции, можно сказать, что для мебельщиков Англии оказалась более чем кстати зародившаяся во Франции 20-х годов XVIII века новая художественная мода, которая получила название "стиль рококо", или "стиль Людовика XV". При всей изощренной декоративной вычурности, часто грани-чащей с эпатажем, этот стиль был больше обращен к удобству повседневного быта, принес мебели избавление от лишнего веса и громоздких форм, концентрировал внимание если и не на прямой функциональности изделий, то, по меньшей мере, на приятности зрительного и тактильного контакта с ними. В то время, как в интерьерах периода барокко, вещи (не только шкафы, но и стулья, кресла, диваны, столы) были как бы природной данностью, с которой человеку приходилось просто считаться. Рококо сделал их партнерами, готовыми служить человеку там, где ему нужно. Томас Чиппендейл стал, пожалуй, первым и главным творцом своеобразного английского рококо.

Английское рококо

Определенную роль в судьбе стиля рококо сыграло открытие мебельщиками свойств красного дерева (махагони), попавшего в Европу в 1725 году с английским судном, капитан которого, плывя с Ямайки, использовал его в качестве балласта. Чиппендейл одним из первых стал английским краснодеревщиком. Податливая для инструментов резчика древесина, которую везли в Англию с Кубы и из Гондураса, была удобна для изготовления как крупных, так и мелких деталей с их тонкой резной проработкой. Она оказалась подходящей также и для облицовки местных материалов.

Еще в конце 40-х годов XVIII века Чиппендейл резко уменьшает массивность мебели, изыскивает пропорции, делающие изделия более легкими по зрительному ощущению, изящными в целом и в деталях. Существенное отличие его мебели от французской заключалось и в том, что он не скрывал фактуру дерева под левкасом, краской и позолотой, как это делали французские мастера, а покрывал поверхности только воском. И все же он не отходит от "стиля королевы Анны" полностью. Более того, он соединяет воедино черты прежней мебели с объемными рокайльными украшениями в виде раковин и завитков. Также значительное место в арсенале его декоративных средств заняли мотивы, почерпнутые из поздней готической архитектуры и декоративного искусства Китая. Оригинально переработав и весьма органично соединив все эти разнородные элементы, Чиппендейл выработал собственный стиль, который еще при жизни мастера стал называться его именем. Характерная особенность стилистики Чиппендейла уже в это время - полное отсутствие попыток применить технику интарсии, маркетри или мозаики для декорирования поверхностей изделий. Только естественные текстура и цвет махагони, усиленные вощением.

Следует отметить, что вторая половина XVIII века - время быстрого превращения Англии в мировую колониальную империю первой величины. Британские политики, интеллектуалы и деятели бурно развивавшейся промышленности не могли мириться с гегемонией Франции как законодательницы моды и вкусов. Они искали собственные корни и идеалы. И, конечно, "экстренный оригинальный продукт", соответствующий их желаниям, мог оказаться лишь эклектическим смешением из разных источников, но непременно мирового значения. С решением этой задачи в дизайне мебели блестяще справился Томас Чиппендейл, соединив чопорную умеренность барочного "стиля королевы Анны", экзотический колониальный аромат Востока, космическую математичность готики, "вечные" античные мотивы классицизма, изобретательную изысканность рококо. Без сомнений, Чиппендейл явился зачинщиком той стилевой эклектики, которая наметилась в европейской архитектуре и прикладном искусстве в последней четверти XVIII века (во "втором классицизме") и буйно расцвела в XIX веке (ампир, бидермейер и псевдостили). Успех Чиппендейла в большой степени объясняется тем, что он талантливо сумел следовать главному для "дикого капитализма" коммерческому закону: выигрывает тот, чей продукт по нраву наибольшему числу потребителей.

Однако условия, в которых в то время работали английские мастера мебели, были, по сравнению с Францией, весьма неблагоприятными для реализации честолюбивых устремлений. Имела место мощная конкуренция, а главное - в Англии не было ничего подобного тому простому институту формирования моды, который давно существовал во Франции, где новые веяния возникали и реализовывались при королевском дворе, а затем "спускались" с вершины пирамиды до низов общества. В Англии, по сути, не было королевских архитекторов, живописцев, оружейников, мебельщиков и т. д., не было и королевских мастерских. Для завоевания известности Томас Чиппендейл предпринимает гениальный ход - публикует в 1754 году роскошное издание in quarto (в четверть листа), названное "Указатель для джентльменов и столяров-краснодеревщиков" (Gentleman and Cabinet-maker's Director), представляющее собой каталог с 160 гравюрами его эскизов мебели. Книга разошлась мгновенно. В 1759 и 1762 годах каталог переиздается. В 1778 году выходит четвертая книга чертежей и рисунков под названием "Путеводитель для краснодеревщиков и обойщиков" (The Cabinet-Maker and Upholsterer's Guides).

В первом издании "Указателя" помимо демонстрации образцов мебели им впервые рассматривается понятие стиля. Автор приводит описание характерных особенностей тех стилей, которые он сам применил, описывает "готические, китайские и современные вкусы", среди последних - стили барокко, рококо и неоклассицизм. Об огромной популярности каталогов Чиппендейла говорит, в частности, тот факт, что их экземпляры приобрели Екатерина II, Людовик XVI и Томас Джефферсон (президент США с 1901 года).

МДМ-Комплект