cart В корзине 0 товаров
На сумму 0 руб.
dollar Курс на сегодня:
1 у.е. = 69.16 руб.
Выгодные цены на фурнитуру GRASS

На повестке дня - будущее!

Помните, как десять лет назад человечество разделилось на две части, пытаясь определить, когда наступят двадцать первый век и третье тысячелетие? Огромное количество людей ожидали от этой даты чего-то совершенно особенного, нового, неординарного, перехода жизни в иное качество... Так когда же: 1 января 2000-го или 1 января 2001 года? Сегодня «миллениумные споры» не очень получается воспринимать всерьёз, но в то время они породили социальное напряжение, проникшее в множество планов, программ и расчётов. В итоге приход нового тысячелетия решено было праздновать дважды. Конечно, с математической точки зрения следовало бы отложить торжества до 2001 года - но тогда, по мнению психологов и социологов, 2000-й для многих мог стать годом «отложенных целей».

И вот мы снова в предновогоднем ожидании. Правда, цифра менее примечательная и отношение к ней гораздо спокойнее: приближающийся 2010 год завершает первую декаду нового века, и едва ли об этом можно спорить. Значимыми являются другие вопросы, нежели десять лет назад, и если какие-то дела будут отложены, то по другим причинам. «Страсти по миллениуму » вместе с наделавшей столько шума компьютерной проблемой-2000 отошли в историю, однако вспомнить о них стоит хотя бы потому, что этот пример ярко показывает, насколько тесно социальные процессы и явления связаны не только с экономическими реалиями, но и с процессом осмысления, оценки и интерпретации событий, происходящим в человеческом сознании.

Строить прогнозы развития дизайна невозможно без понимания этих взаимосвязей. Чтобы создать, пусть в общих чертах, образ интерьеров будущего, нужно учесть социально-экономические обстоятельства, уровень технологий, образ жизни людей, способы проведения досуга, а также «уловить» множество менее материальных факторов: мироощущение, ожидания, устремления, фантазии и даже капризы потребителей.

УВИДЕТЬ ПЕРСПЕКТИВУ

«Дизайн, в частности дизайн мебели и интерьеров, издавна является "зеркалом" текущих социальных тенденций, - говорится в предисловии к книге «Тенденции интерьера-2010» (Interior trends-2010), изданной организаторами кёльнской мебельной выставки imm. - Мебель, интерьер, домашние аксессуары всегда отражают своюэпоху. Это столь же, или, точнее говоря, особенно справедливо по отношению к классическим образцам, имеющим долговременный успех, поскольку они демонстрируют дальновидность и понимание перспектив».

Для мировой мебельной промышленности начало года традиционно связано с открытием в Кёльне выставки imm - в этот раз она пройдёт с 19 по 24 января. А за несколько месяцев до выставки, осенью, организаторы imm ежегодно публикуют прогноз тенденций в дизайне интерьеров - так называемую «Книгу трендов». Её подготовкой занимается группа из пяти-шести экспертов - известные дизайнеры, журналисты, специалисты по материалам. Вначале каждый из них проводит самостоятельную работу, анализируя текущую ситуацию и как она влияет на потребности людей, отбирая из самых разных областей то, что можно считать «приметами времени», формирующими стиль дизайна. Затем, на двухдневной встрече рабочей группы, все эти идеи - в виде эскизов, фотографий, цитат, образцов материалов и т.д.- оказываются в центре общего обсуждения. В ходе дискуссии выкристаллизовываются основные направления, соответствующие различным вкусам и стилям жизни - или, говоря языком маркетологов, адресованные основным целевым группам.

Так появляется «Книга трендов», где каждое из направлений снабжено выразительным названием и текстом с пояснением концепции, проиллюстрировано фотографиями интерьеров, коллажами из материалов и цветовыми спецификациями.

Четыре основных направления для дизайна интерьеров 2010 года получили названия
Discipline («Дисциплина»);
Trickery («Трюкачество»);
Comfort Zone («Зона комфорта»)
Rehab («Восстановление»).

TRICKERY - «ТРЮКАЧЕСТВО»

В пёстром, противоречивом, быстро изменяющемся мире человек подчас чувствует себя как эквилибрист, жонглёр или укротитель диких зверей, выступающий на манеже «перед лицом изумлённой публики». Направление Trickery как раз и передаёт такое мироощущение. Trickery - это дизайн «с двойным дном», иллюзии, инсценировки, функции-«обманки», это дизайн, рассказывающий истории.
В каком-то смысле это ещё и «дизайн против дизайна»: стимулом для создания мебели и предметов интерьера служит скорее игровой, экспериментально-художественный, а не рыночный подход. Дизайнеры и их аудитория восстают против коммерческой приглаженности изделий, излишней функциональности и рациональности. Для этого направления характерны всевозможные импровизации, «ремесленная» шероховатость и незавершённость - возможно, такая эстетика больше соответствует духу времени, чем классические формы. Результат иногда выглядит собранным из «кусочков» или «пикселей», иногда обескураживающе примитивным, иногда гротескным... Главное правило - нет скучным вещам!

В отношении материалов действует тот же принцип коллажа, излюбленное сочетание - натуральные материалы и пластик. Цвета - приглушённые и в то же время насыщенные. Центральное место в палитре отводится оттенкам лилового, который дополняют абрикосовый цвет и красноватые тона земли, а в качестве акцентов - цвет зелени кактуса, фисташковый и цвет летнего неба. Гармонизирующую роль играют светло-коричневые оттенки, переходящие в розовый.

COMFORT ZONE - «ЗОНА КОМФОРТА»

Уютная домашняя среда, утешительная и приятная, где есть место для милых вещей, сделанных своими руками (французы называют такое хобби «бриколаж»), где к отдыху приглашают «ушастые» кресла и мягкие круглые пуфы, похожие на пирожные, где чувствуется атмосфера доброй старой Англии или безмятежность сельской фермы - вот что такое «Зона комфорта». Здесь можно надёжно укрыться от невзгод внешнего мира.

Цветные орнаменты с традиционным рисунком, обилие тканей разнообразной текстуры, ворсистые ковры, керамическая плитка создают ощущение спокойствия и основательности. В мебели и аксессуарах  преобладают  округлые  формы, сиденья - просторные и мягкие, кресла и диваны снабжены высокими спинками. Основу цветовой гаммы составляют коричневатые тона земли и ежевично-лиловый, они сочетаются с цветом жжёного сахара и серовато-бежевыми оттенками, напоминающими цвет гальки на побережьях северных морей. На этом спокойном фоне выделяются яркие акценты рубинового, канареечного и сочного зелёного цветов - некоторые из них как будто позаимствованы из кукольного домика или лавки кондитера.

Немного чересчур, против правил «хорошего вкуса»? Что ж, в трудные времена можно позволить себе маленькие слабости!

REHAB - «ВОССТАНОВЛЕНИЕ»

Разговорное слово rehab происходит от rehabilitation - «реабилитация». Так могут сказать, например, о реставрации здания, но чаще всего «рехабами» (с недавних пор это слово перекочевало и в русский язык) называют реабилитационные центры, задача которых - возвратить человеку функции и возможности, утраченные вследствие травм, болезней и стрессов, помочь избавиться от нездоровых зависимостей, вернуться к нормальной жизни.

Потребность в своего рода «восстановительном лечении» испытывает сейчас значительная часть общества: хотя события последнего времени и были предсказуемы, однако темп и масштабы происшедших перемен очень многих застигли врасплох. Как же идея психологической реабилитации может отразиться в дизайне интерьеров?

Направление Rehab практически напрямую обращается к опыту восстановительной медицины: «Больше нет пользы от обычных лекарств. Что нам нужно - это полностью отключиться. Кругом беспорядок и смятение, мир свихнулся, обстоятельства выходят из-под контроля. Сейчас просто необходимо вернуться к основам». И вот интерьер приобретает такой вид, как будто всё «закрыто на реставрацию»: мебель лишается всяческих украшений, остаются лишь голые формы и белые стены. Скоро жизнь начнётся с чистого листа...

Подобно тому, как в реабилитационных центрах сложная медицинская техника служит для коррекционной работы (например, помогает восстановить чувствительность), в интерьерах этого направления соединяются «хай-тек» и простые, осязаемые материалы, а знакомые, веками существовавшие формы находят воплощение в предметах, изготовленных по новейшим технологиям. Характерной чертой направления Rehab является использование зелёных растений: они создают тень, очищают воздух и оживляют обстановку, которая, что ни говори, изрядно напоминает больничную палату или лабораторию.

Формы мебели - устойчивые, в основном прямоугольные, преобладает функциональность, много складных и трансформируемых предметов. Визуальное единообразие интерьера слегка разбавляют изогнутые линии «экспериментального» характера.
Широко используются различные виды бумаги, металл, текстиль. Перфорированные, сетчатые, плетёные поверхности в сочетании с прозрачным пластиком создают ощущение лёгкости. Цвета очень сдержанные: приглушённый жёлтый или светлый цвет карри плюс все оттенки белого и серого.

DISCIPLINE - «ДИСЦИПЛИНА»

«Слишком долго всё было игрой. Теперь мы принимаем вещи необычайно серьёзно. Мы больше не можем позволить себе пустую трату материалов и ресурсов. Нужен новый стиль мышления, разумное обоснование для материальных объектов, всё должно быть продумано до мелочей», - так поясняют это направление авторы «Книги трендов».

Шутки в сторону! Практичность, мастерство, возвращение к заповедям школы дизайна Баухаус. Необходимо учиться простоте и умеренности, ограничивать свои запросы в соответствии со здравым смыслом. А насущная задача дизайнеров - удовлетворять индивидуальные потребности людей, используя современные формы и материалы наиболее оптимальным способом.

Однако стоит заметить, что новое понимание «полезности» имеет мало общего с классической школой функционализма в дизайне. В постмодернистском мире не столько функция определяет форму, сколько сама форма объекта выводит его на тот уровень, где и существует понятие «дизайн». Другими словами, сидя на стуле, который отличается впечатляющим инновационным дизайном, потребитель получает гораздо больше удовольствия, чем расположившись на заурядном комфортабельном сиденье. Принципы эффективности и функционализма, заложенные школой Баухаус, для современного дизайна являются нравственным ориентиром. Они задают тон, а мастерство исполнения добавляет изделию «достоверности».

В мебели этого направления преобладают стройные, простые формы с минимальным количеством острых граней. Ничего вычурного, никаких «рюшечек и выкрутасов». Материалы преимущественно натуральные: дерево, кожа, керамика. Некоторые детали, например подлокотники или сиденья, могут быть выполнены из пластика. Тёплую ноту привносят цвета: основу палитры составляют цвет «пепельной розы» и чайно-коричневый, их дополняют чёрно-зелёный, глубокий синий и серый с лёгким переходом к лавандовому.

«СОХРАНЯЙТЕ КРИТИЧЕСКИЙ ДУХ...»

Итак, отвага и бесшабашность бродячего цирка, маленький уютный домашний мирок, палата «восстановительной терапии» и дисциплина, призванная вернуть нас к здравому смыслу,- примерно так, если верить авторам прогноза, выглядят основные направления, в которых будет двигаться дизайн. В этом году над книгой трендов работали дизайнеры Сесиль Манц (Дания), Бертьян Пот (Нидерланды), архитектор и дизайнер Джоанна Гроуандер (Италия, США), главный редактор интернет-журнала dezeen Маркус Феарс (Великобритания) и дизайнер, специалист по текстилю Джулио Ридольфо (Италия). Каждый из них является признанным специалистом в своей области, так что к мнению этих экспертов стоит, по крайней мере, прислушаться.

С другой стороны, остаётся открытым вопрос: насколько такой прогноз применим к российскому дизайну и производству? Ведь у нас по многим показателям картина иная, чем в западных странах: существенные различия есть и в материальных, и в вышеупомянутых «нематериальных» факторах, таких как культура, мировоззрение, жизненный опыт. Например, отношение к разного рода социальным потрясениям и переменам - за последние двадцать лет у россиян, пожалуй, уже сформировался некоторый иммунитет... Впрочем, предоставим читателю судить об этих вопросах самостоятельно.

А в завершение приведём мнение известного дизайнера Арика Леви, который, отвечая на вопрос организаторов imm о тенденциях в дизайне, сказал:

«Они меняются настолько быстро, что, вероятно, важна не тенденция сама по себе, а как и почему происходят изменения . Я считаю основной тенденцией современности стремление вернуть индивидуальность, быть честным и придерживаться собственных идей. Верьте в то, что вы делаете, вглядывайтесь в будущее, концентрируйтесь на качестве и эффективности, на выработке незаурядных решений для повседневных проблем - начиная от конечного потребителя до системы снабжения, доставки и хранения .
Дизайнеры и производители должны находить комплексные решения. Придерживайтесь инновационного подхода во всех областях - будь то материалы, пластические формы, эмоции, экономические вопросы и так далее - и сохраняйте критический дух» .

МДМ-Комплект