Простое прозрачное стекло в изделиях мебели выглядит достаточно скучно.
К тому же, будучи вставленным в рамку двери изделия мебели, оно должно скрывать помещенные за ней предметы. И это заставляет осуществлять его декорирование с использованием многочисленных известных сегодня технологий – и старинных, и самых современных.
Декорирование гравированием
Термин «гравирование» происходит от немецкого gravieren и французского graver – вырезать на чем-либо. Это процесс создания изображения, орнамента и т.п. на поверхности стекла или других твердых материалов, путем частичного удаления их верхнего слоя.
В настоящее время используют следующие технологии ручного гравирования стекла: метод гранения, метод шлифования, метод резания и метод выстукивания.
Гравирование методами гранения и шлифования заключается в механическом удалении с обрабатываемой поверхности мелких частиц стекла с помощью абразивного или металлического инструмента, после чего она становится матовой. При необходимости ее можно отполировать. Гранение до сих пор является одним из основных способов декорирования изделий из хрусталя и боросиликатного стекла. Эта методика появилась в результате расширения области применения технологий огранки драгоценных камней. Разновидностью метода гранения является алмазное гранение или алмазная резьба – способ декорирования хрустальных изделий, при котором рисунок создается нанесением глубоких канавок трехгранного сечения.
Различие между методом шлифования и методом гранения заключается в том, что при гранении на поверхности стекла создаются плоскости (грани), а при шлифовании декоративный эффект достигается с помощью небольших и неглубоких рисок, нанесенных абразивным инструментом на поверхность стекла.
При гравировании методом резания изображение на поверхности стекла выцарапывается резом или другим специальным инструментом.
В процессе гравирования методом выстукивания изображение на стекле состоит из совокупности точечных повреждений гладкой поверхности, которые нанесены ударами специального заостренного стержня.
Широкое распространение в силу относительной простоты технологического процесса, высокой производительности, а также возможности серийного производства однотипных изделий из стекла получило абразивно-струйное гравирование, более известное как пескоструйная обработка. Мелкие частицы абразивного материала, ударяясь с большой скоростью о поверхность изделия, скалывают небольшие частицы стекла. В результате вся обрабатываемая поверхность приобретает непрозрачный матовый характер, поскольку покрывается микроскопическими сколами, каждый из которых размещен под случайным углом к плоскости стекла. Лист предварительно закрывается одно- или многоразовым шаблоном-маской с прорезями в виде необходимого рисунка, через которые проходит абразив, за счет чего и образуется рисунок.
Использование шаблонов, совпадающих по рисунку, но по-разному закрывающих его отдельные участки, позволяет после пескоструйной обработки за несколько проходов получать рельефные изображения.
При производстве стекла может быть получен нацвет – тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет получается при горячем формовании стекла. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или наоборот).
Научно-технический прогресс породил и несколько современных технологий гравирования, таких как ультразвуковое, электродное, электронно-ионное, объемное и поверхностное лазерное гравирование.
Технология ультразвукового гравирования основана на свойстве ультразвуковых колебаний при небольших амплитудах переносить большую энергию. Высокая интенсивность воздействия ультразвукового излучения на абразивные частицы приводит к соударению этих частиц с обрабатываемой поверхностью стекла с силой, в тысячи раз превосходящей их вес.
При электродном гравировании поверхность стекла разрушается электрической дугой, возникающей в месте соприкосновения электрода со стеклом, которое помещено в емкость с электролитом. При движении электрода по поверхности стекла, оно растрескивается в стороны от линии, вдоль которой перемещается электрод. Но температура дуги настолько высока, что растрескавшаяся поверхность сразу же сплавляется.
Еще одним способом художественного декорирования поверхности стекла является технология электронно-ионного гравирования. Процесс заключается в одновременном воздействии сканирующего электронного луча на стекло и осуществлении ионного обмена в ванне расплава соли металла, куда помещено изделие. Между источником электронного луча и ванной ионного обмена прилагается необходимое напряжение. При этом сканирующий электронный луч модулируется по интенсивности в зависимости от необходимой насыщенности элементов изображения.
Метод лазерного гравирования основан на воспроизведении штриховых и полутоновых изображений путем прямого воздействия сфокусированного лазерного излучения на обрабатываемое изделие. Одним из основных преимуществ технологии лазерного гравирования перед другими методами является отсутствие напряжения в стекле после обработки.
Химическое декорирование
Другой способ получения рисунка на стекле – травление. Техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния – главным компонентом стекла. При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.
Один из способов травления – батицирование (от индонезийского «батик» – техника получения многоцветного рисунка на ткани), не требующая использования трафаретов. Его сущность заключается в том, что всю поверхность, которая не должна быть протравлена, вручную по рисунку покрывают специальным защитным составом на основе воска, не пропускающим кислоту к закрытым им участкам поверхности.
Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием,– наиболее простой способ травления, не требующий смены трафарета или дополнительного снятия и нанесения защитного состава.
Многослойное (многоплановое) травление – техника декорирования однотонного или разноцветного многослойного стекла путем химического растворения его соответствующих участков на разную глубину, благодаря чему из-за разной толщины остающегося слоя стекла на просвет достигается впечатление акварельной живописи. Травление в несколько планов достигается постепенным протравливанием стекла на разную глубину с поэтапным снятием защитного состава и последующим его нанесением заново на разных участках рисунка. Он получается более объемным, на стекле образуется даже ощутимый рельеф.
Поверхность стекла можно модифицировать и другими химическими способами: выщелачиванием оксидов металлов (так называемая технология просветления), а также диффузией ионов серебра или меди (цветным травлением, цветной протравой), когда на поверхность стекла наносится суспензия, называемая лессирующей, содержащая соединения серебра или меди. При высокой температуре ионы металлов из лессирующего слоя диффундируют в поверхностный слой стекла, а ионы щелочных металлов покидают его. Таким образом, ионы серебра или меди, проникая на определенную глубину, изменяют химический состав стекла и окрашивают его.
Есть еще один из простейших способов декорирования листового стекла, занимающий промежуточное положение между механическими и химическими, когда-то применялся столярами-ремесленниками. Это получение узора «мороз» с образованием на стекле соответствующей фактуры. На поверхность, заранее обработанную пескоструйным аппаратом, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом, наносится слой горячего столярного клея. Он затекает и въедается в шероховатости, а по мере высыхания уменьшается в объеме и начинает отслаиваться, отрывая от стекла тонкие пластинки. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне, которая должна быть дополнительно обработана для устранения острых микровыступов.
Роспись и пленочное декорирование
Витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из отдельно расписанных фрагментов, называется расписным. В нем возможны также незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.
Живопись по стеклу – один из самых трудоемких видов витражного искусства. От художника и исполнителя требуется углубленная общехудожественная и специальная подготовка, а главное – совершенное владение техническими приемами живописи. Особенность живописи на стекле состоит в том, что поверхность стекла лишена пор и, следовательно, обладает низкой адгезией к красочным поверхностным покрытиям. Для обеспечения качественного сцепления живописного слоя с поверхностью стекла, используют специальные краски и печи для их обжига.
Транспарентная (прозрачная) живопись – это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии ее исполнения по сравнению с живописью стекольными красками с последующим обжигом.
Разновидность расписного, смоляной витраж, при выполнении которого используются специальные краски по стеклу на основе специальных цветных смол, которые чаще всего применяются для декорирования небольших стеклянных элементов – кружек, тарелок, ваз, светильников. С их помощью можно создать как плоский рисунок, так и сформировать усиливающие эффект небольшие объемные элементы.
Лаковый витраж – имитация классического витража, когда на лист стекла эпоксидной смолой с красителем или составом на основе смеси жидкого стекла с графитом наносят контур рисунка в виде валика, а в образовавшиеся ячейки помещают цветные лаковые смеси.
Декалькомания по стеклу – вид декалькомании, используемый для декорирования изделий из стекла путем перенесения на их поверхность красок в виде рисунков, заранее напечатанных на бумаге, с последующим обжигом для закрепления красок. Способ был изобретен в России в первой половине XIX века художниками Теребеневым и Семячкиным. В 1860 году он был значительно усовершенствован С. А. Хрулевым, в результате чего на стекольных заводах стало возможным использовать разнообразные деколи при изготовлении и декорировании больших партий продукции.
Шелкография – процесс, в ходе которого на поверхность стекла через не закрытые рисунком участки шаблона в виде натянутой на раму мелкоячеистой сетки с помощью ракеля продавливается краска или специальная паста необходимого цвета. Затем с использованием аналогичного шаблона, рисунок на котором открывает уже другие участки изображения, наносится краска другого цвета и т.д.
Декорирование пленкой – недорогая и весьма распространенная сегодня технология декорирования стекла. Для нее применяются белая непрозрачная, транслюсцентная (светорассеивающая) пленка с матовой или глянцевой поверхностью, а также прозрачная светорассеивающая самоклеящаяся пленка с рисунками, напечатанными на ней с помощью цветного широкоформатного принтера. Этот метод позволяет при помощи прозрачных и непрозрачных пленок декорировать стеклянные изделия, имитируя методы дорогой традиционной обработки (матирование или витраж).
Но более достоверная имитация расписного или лакового витража достигается с использованием технологии английской фирмы Decra Led, предусматривающей нанесение на поверхность прозрачного листового стекла самоклеющейся свинцовой ленты, имитирующей струнки классического витража, и заполнения промежутков вырезанными на плоттере фигурными элементами из самоклеящейся пленки соответствующего цвета.
Высокое качество декорирования достигается также с использованием полноцветной печати по стеклу с использованием цветного широкоформатного принтера, наносящего изображение красками УФ-отверждения. Поверх такого рисунка можно наносить слой лака, дополнительно закрепляющего краску и придающего стеклу блеск. В качестве подложки может использоваться белое непрозрачное или полупрозрачное стекло, что придает рисунку дополнительную яркость. Рисунок, нанесенный методом полноцветной печати на закаленное стекло практически не царапается, легко переносит повышенную влажность и перепады температуры. Этим способом можно выполнить также объемное изображение – путем наложения на стекло при печати краски в несколько слоев, увеличив ее толщину на отдельных участках.
Одной из важнейших характеристик той или иной технологии декорирования стекла является возможность тиражирования идентичных изображений, их репродуцирования. В связи с этим часть технологий можно использовать для создания только уникальных изделий, а часть – для массового изготовления серийной продукции.
И понятно, что какие-то из них могут быть реализованы только на стекольных предприятиях, имеющих соответствующее оборудование, какие-то – с использованием простейших устройств и приспособлений, а другие – чуть ли не в домашних условиях.
Но декорирование стекла – важный этап в проектировании изделий мебели, зачастую определяющий их привлекательность для покупателя и влияющий на объем продаж.