Всякая система, включая мебель и Вселенную, проходит в своем развитии две стадии – усложнения и упрощения. Пользуясь такой высокой терминологией, можно сказать, что фасады корпусной мебели уже лет 100 находятся в стадии упрощения.
Это касается и лицевой фурнитуры. Не исчезнет ли она полностью с "лица шкафов"? Не исчезнет. Наверное, человечество взрослеет. В юношеском возрасте оно увлекалось шкафами и другой мебелью, превращенной в пышные архитектурно-скульптурные сооружения. Оно брезгливо смотрело на примитивные поделки ремесленников, встроенные в маленькие каморки, которые ориентировались на тощие кошельки простонародья. И справедливо видело в них повторение неуклюжих поделок времен своего древнего младенчества, когда в распоряжении мебельного мастера были преимущественно каменные и плотницкие инструменты, когда даже могущественные цари пользовались мебелью, убожество которой скрывалось под набитыми на нее пластинами золота и слоновой кости.
В последние годы произошло то, что человеком XIX века было бы воспринято как чудо. Да оно и сегодня при первом знакомстве ставит многих в тупик. Это "чудо" техническое – встраиваемые шкафы с дверями без ручек, без какого-либо намека на то, каким образом добраться до лежащего в шкафу. Непонятно даже, в какую сторону открываются двери, обозначенные щелями. Мы говорим о шкафах с петлями tip-on. Древние греки тоже заботились о недоступности содержимого своих шкафов для недобросовестных рук, но не до такой степени. Этой теме они посвящали даже настенные фрески. Их шкафы, которые пребывали исключительно в чуланах и были порядочно укреплены рядами шляпок гвоздей, можно принять за бронированные сейфы. Дверными ручками служили секретные ключи. Но в отделения с менее ценными вещами проникнуть было легко, потянув полоску кожи, продернутую через отверстие в двери.
Сегодня мебельные ручки со шкафов, как и все прочее, убирают по эстетическим соображениям. Чтобы не мешали восхищаться высоким качеством отделки фасада в стиле hi-tech? Вряд ли для всей мебели дорога в будущее лежит в эту сторону. Не предвидится ни сокращение потребности в лицевой фурнитуре, сколько-нибудь существенное, ни тем более полное ее исчезновение. Имеют будущее все ныне существующие типы ручек – кнопки, подвески, скобки и рейлинги, планки и раковины (мебельные ручки врезные). На это есть причины – эргономические, эстетические, социальные. Несомненно, появятся и новые их типы.
Эргономика
Это наука на стыке многих научных дисциплин, изучающих человека и его деятельность. Ее заключения непреложны. Одно из них утверждает, что всякое действие, в том числе такое обыденное, как открывание двери или выдвижение ящика, предпочтительней производить с наименьшим числом фаз или приемов движений. Идеально – в один прием.
Что происходит с дверью, навешанной на петли tip-on? В любом случае, даже если человек хорошо помнит, в какую сторону открывается данная дверь, нужно сначала надавить на ее пласть, затем взяться за появившийся ее край и, наконец, открыть на нужную величину. Открывание происходит в три приема, притом два движения (первое и второе) разнонаправленные.
Дверь с ручкой любого типа открывается практически в один слитный прием однонаправленным движением руки. Следовательно, в эргономическом отношении это устройство значительно рациональней. Правда, для людей, страдающих контрактурой (скрюченностью) суставов кисти руки (при заболевании артритом и др.), у системы tip-on есть некоторое преимущество перед дверными ручками, особенно типа подвески, скобы и раковины. Это распространяется и на ручки выдвижных ящиков. Для людей с ограниченной подвижностью суставов наилучшей является ручка-подвеска, если ее подвижный элемент достаточно далеко отстоит от пласти двери (не менее 10 мм), сужен в верхней части и округл на конце. Для прочих потребителей, в том числе для детей, показатели формы "подвески" столь большой роли не играют.
Некоторую эргономическую специфику имеют ручки для ящиков. Здесь действуют минимум четыре особых взаимосвязанных фактора: вес ящика брутто, его ширина и уровень расположения относительно пола, а особенно – правильный выбор устройства скольжения ящика. Недостаточное внимание к этим факторам, как и собственные недостатки устройства скольжения, непременно приведет к тем или иным затруднениям при пользовании мебелью.
Вопрос о требованиях к качеству устройства скольжения ящика вполне ясный. Всегда желательно, чтобы усилие на преодоление трения было минимальным. А форма ручки (ее тип, масса, длина) должна соответствовать максимальному для данного ящика весу брутто. Заметим также, что для перемещения значительно нагруженных ящиков, например тех, в которых хранятся запасы овощей, круп и других сухих продуктов питания, часто требуется приложить обе руки. Притом эти ящики располагаются обычно на нижнем и втором ярусе от пола, двигать их приходится, присев или сильно нагнувшись, и потому открывать их удобнее, держа руки ладонями вверх. В данном случае оптимальна пара ручек типа врезных мебельных ручек или скобы (но не "рейлинга"), расположенных вертикально (лучший вариант), либо одна горизонтальная у верхнего края ящика. В остальных случаях годится одна ручка любого типа, в том числе врезная, но для ящиков шириной более 400-500 мм – две.
К форме и местоположению ключевин (замков) и ключей к ним особенных эргономических требований нет. Отметим только, что в случае использования ключа, вставленного в замок, в качестве ручки, на него распространяются все требования, предъявляемые к ручкам.
Информативность
Вообще это требование эргономического порядка, но особое, обращаемое к тому, что можно назвать эргономической выразительностью формы изделий и их частей. Желательно, чтобы вещь сама, визуально, без приложения к ней в виде Инструкции говорила, как ею пользоваться.
Когда на фасаде шкафа нет ручек и вообще ничего – а это часто бывает во многих современных образцах минимализма и хай-тек" и не только в них – невозможно визуально определить, в какую сторону открываются двери шкафа. Покупателю такого шкафа потребуется какое-то время на запоминание. Иной страдающий врожденной или благоприобретенной рассеянностью будет долго ошибаться, давя не с той стороны на дверь, подвешенную на петли tip-on. Однако как ни запоминай, в ситуациях спешки, экстрима выученная схема раскрывания нескольких дверей, внешне ничем не отличимых одна от другой, будет всплывать в сознании далеко не сразу и не всегда. Наличие ручек на дверях исключает такие ситуации.
Во-первых, ручки располагаются на дверцах всегда именно там, где открывается доступ в отделение шкафа, так что ни запоминать, ни вспоминать ничего не нужно. Во-вторых, ручки служат ориентирами, как бы метками, по расположению которых легче запоминается расположение разных отделений, что особенно важно при пользовании многодверным шкафом. Они хорошо видны под любым углом к фасаду шкафа, и по ним гораздо проще, чем по щелям между дверями, сориентироваться, где находится нужная дверь.
Требование информативности относится и к форме самих ручек, главным образом ящичных. Их размеры, массивность должны показывать, какое усилие требуется для выдвижения данного ящика: большое или незначительное, одним, двумя пальцами или всей кистью руки. Нынешний обычай устанавливать ручки одного вида на все двери и даже ящики многосекционных шкафов ("шкафных стенок") правомерен лишь с эстетической точки зрения, точнее – с точки зрения требования композиционного единства, понятого формально, слишком буквально. На наш взгляд, будущее лишь за такими решениями, в которых достигается компромисс между соображениями единства композиции и эргономической выразительностью форм.
Эстетика и индивидуальность
Изделия лицевой фурнитуры играют роль одного из композиционных средств, придающих мебели художественность. В некоторых образцах современной мебели она вместе с цветом, текстурой и фактурой поверхностей является, по сути, единственным материальным признаком художественности. Пустые поверхности, пусть превосходно и красиво отделанные и поделенные на фрагменты, рассматривать как художественный объект невозможно. Пусть лицевая фурнитура радикально ничего не меняет, но все же она создает на фасаде шкафа ритмический, цветовой, и пластический эффекты. Главное же то, что своими материальными формами, предназначенными для руки человека, она сообщает мертвой поверхности деятельное человеческое измерение, которого у пустой стены нет. А это измерение и есть то, что называется эстетическим содержанием вещей.
Собственные эстетические достоинства лицевой фурнитуры не лишние и в мебели, насыщенной элементами архитектурного и орнаментального декора. Надо отдать должное чувству меры мастеров прошлого, которые создавали мебель готики, Ренессанса, барокко и других пышных "королевских" стилей. Применявшаяся ими лицевая фурнитура, в отношении формы тоже не простого десятка, была, однако, гораздо скромнее всего, что ее окружало. Она уже не была незатейливым кожаным лоскутом, как у древних греков, но все же чем-то подобным ему в сравнении с остальным. Разумеется, кроме случаев, когда ручки, ключевины и вынесенные на фасад шкафа части больших карточных петель сверкали латунью и позолотой.
Ныне роль изделий лицевой фурнитуры относительно возросла. Поэтому идет широкий поиск их оригинальных форм и конструктивных решений. Используются и комбинируются разные материалы, в том числе ранее известные, но не применявшиеся, и новые. Назовем только некоторые из них:
- древесина большинства пород, включая ценные сорта – красное дерево, орех, кедр, венге, бук, дуб, эвкалипт и др.;
- металл: нержавеющая сталь, чугун, алюминий, бронза, латунь, цинк, олово и др., а также драгоценные металлы, их сплавы; металлизация изделий из пластмассы;
- пластмасса, окрашенная в массе однотонно или с перевитыми слоями разного тона;
- керамические материалы: фарфор, фаянс, майолика, покрываемые глазурью, росписью, резьбой, имитацией перламутра;
- стекло цветное и прозрачное;
- кость (эксклюзивно) – слоновая, моржовая, коровья и др.
Из металла и пластмасс могут изготовляться ручки и ключевины любого типа, возможно, также и петли, в том числе врезные. Нельзя исключать и использования стекла. Применение древесины по понятным причинам ограничено ручками типа "кнопки"; из нее же могут делаться отдельные детали для ручек "скоб". Частично, с добавлением деталей из металла или пластмассы применимы и остальные материалы. В некоторых странах, в Индии, Иране, Испании, США и др., у столов письменных, туалетных, трюмо встречаются кустарно изготовленные ручки из древесины, инкрустированной золотом, черепахой, перламутром, слоновой костью. При этом возникает вопрос, чему следует быть вещью, а чему дополнением к ней. Наверное, ручка должна быть достойной шкафа, комода, стола, а не они ей. Красота, как и истина, заключена в мере.
Одно из чувств, испытываемых большинством людей, – радость обладания уникальными или, по меньшей мере, довольно редко встречающимися вещами. В этом одно из проявлений личной индивидуальности, неповторимости. Но редкое среди мебели зачастую слишком дорого, и это обстоятельство служит одним из двигателей культуры, побуждая вникать в тонкости различий, существующих в мелочах, даже вполне дешевых. Мебельная лицевая фурнитура – одна из таких мелочей, способная радовать, когда она уникальна или редка в том кругу людей, в котором вращается данный потребитель. Пусть даже этот бриллиант будет не дорог! Пусть "оправа" в виде рядового скучного шкафа будет уступать ему по части редкости! Решать эту задачу не так уж сложно. Для этого достаточно понизить вдвое или втрое планку серийности в производстве лицевой фурнитуры. Вызванное этим удорожание фурнитуры смертельным для спроса не будет. Ее доля в стоимости шкафа весьма мала. Но в модельном плане она должна стать по-настоящему изобретательно разнообразной.
Та же проблема индивидуальности в вопросе об ассортименте лицевой фурнитуры для детской мебели. Здесь у нее две стороны: индивидуальность ребенка и общая специфика детского эстетического мировосприятия. Решения этой проблемы делаются, интересное предлагается (увы, большей частью с опорой на зарубежную практику), а предстоит сделать многократно больше.