Кромочные материалы - это то, что наши мебельщики, часто неискушенные в тонкостях профессиональной терминологии, называют как придется: кромкой, полосой, лентой, кантом, а кто и торцевой наклейкой, или даже "торцевой зашлепкой".
Но это вполне объяснимо - специальной литературы и учебников, в которых была бы приведена классификация кромочных материалов и соответствующие определения, просто не существует.
Продавцы фирм, реализующих кромочные материалы, к сожалению тоже не могут дать необходимые разъяснения покупателям, поскольку сами пользуются неизвестно откуда появившимися понятиями вроде "кромка-меламин" или "кант врезной".
Облицовывание как часть отделки
Россия, много столетий находившаяся под влиянием Востока, где мебель никогда не была главным предметом интерьеров, не стала прародительницей ни одного из мебельных стилей. Европейская мебель и технологии ее производства пришли к нам стараниями царя Петра I лишь в начале XVIII века.
С ними появились и новые названия инструмента и оборудования. Так, даже такие, казалось бы, "исконно русские" слова, как рубанок и фанера, произошли от немецкого Raubank и шведского Fanret. И процесс заимствования продолжается до сего дня.
Но пока сохраняется такое русское понятие, как отделка изделий, под которой в широком смысле понимается вся совокупность способов обработки поверхности древесины и древесных материалов для защиты от воздействия окружающей среды и улучшения внешнего вида. Отделка изделий осуществляется путем облицовывания, отделки лакокрасочными материалами, нанесения резьбы, инкрустации, пирографии (выжигания), пиротипии, термопечати и т. п. Однако в современном значении под отделкой чаще всего понимают только создание на поверхности деталей и изделий защитных, декоративных и защитно-декоративных покрытий с помощью лакокрасочных материалов, в общем случае разделяемых на прозрачные и непрозрачные (укрывистые), а облицовывание как бы выделилось в отдельный вид технологии.
Облицовывание - общее наименование процессов наклеивания какого-либо тонкого материала на поверхность заготовки, детали или изделия с целью облагораживания поверхности подложки, придания ей нового вида. Причем правильным является термин "облицовывание", а облицовкой называется то, чем облицована поверхность.
Мебель, изготовленная из цельной древесины недорогих хвойных и лиственных пород, без облицовки на поверхности по-русски называлась белодеревной, а облицованная - оклейной.
Причем процесс облицовывания поверхностей тонким слоем древесины более ценных пород называется фанерованием - от слова "фанера", и никак не шпонированием, поскольку шпон - прирезанный в размер лист лущеной фанеры, который изначально использовался для получения фанеры клееной, и лишь потом это название перешло на листы прирезанной строганой фанеры.
В любом случае, отечественные линии МФП и МФК, разрабатывавшиеся еще до появления у нас синтетических облицовочных материалов, назывались соответственно линией фанерования пластей и линией фанерования кромок.
Кромка, торец или кант?
К сожалению, большинство наших мебельщиков сегодня не только не читает учебников, но и не знает государственных стандартов, в которых достаточно четко изложено, что такое пласть, кромка, ребро и торец. Ярким свидетельством может служить содержание сайтов мебельных предприятий в Интернете, где кромка называется, например, ребром, торцом или, хуже того, кантом.
Вместе с тем, еще в школе мы учили, что плоская часть поверхности геометрического тела называется гранью, а тело, поверхность которого образована пересечением нескольких плоскостей, - многогранником. Один из многогранников - параллелепипед, форму которого имеет большинство заготовок и деталей в производстве мебели.
К ним относятся имеющие шесть граней четырехбитные брусья, доски, плиты, прямолинейные бруски и большинство прямоугольных щитовых деталей.
При этом пластью называется каждая из двух наиболее широких сторон (граней) любой плоской заготовки, детали или изделия, например, бруска, доски и т. д., а также и любого матраца. Любая продольная поверхность заготовки с квадратным сечением тоже называется пластью. А вот узкие продольные и поперечные грани щитовых и брусковых деталей, а также плит, называются кромкой. Так же называется и продольный край полотна какой-либо ткани или характерная узкая полоса, идущая вдоль этого края.
Торец - поверхность поперечного разреза, среза бревна, бруса, бруска, а также вообще поперечная грань какой-либо достаточно узкой длинной детали, концевое поперечное сечение. При этом линия пересечения двух граней любого геометрического тела, в том числе поверхностей пласти и кромки, а также пластей и кромок с поверхностью торца, называется ребром.
Поэтому щитовая заготовка или деталь вообще не имеют ребер, а только две пласти, четыре кромки и восемь ребер!
Слово "кант", довольно часто используемое нашими мебельщиками на своих сайтах для обозначения кромки или того материала, которым ее облицовывают, в русском языке имеет несколько значений. Это тесьма вязаная или плетеная с вплетенным по ее краю шнуром, узкий цветной шнурок, тканевая оторочка по краю или по шву какого-то швейного изделия, например, одежды, диванной подушки и т. п., а также специальный шнур, вшиваемый в ребро матраца между его пластью и бортом. Согласно определению, кант никак не может использоваться для отделки кромок деталей из древесины и древесных материалов.
Зачем облицовывать кромки?
После того как мы, наконец, договорились о том, что облицовывают кромки заготовок, а не их ребра или в принципе отсутствующие у них канты, следует разобраться, зачем понадобилась эта операция.
С середины 1950-х годов мебельное производство стало превращаться из полукустарного в индустриальное, и высококачественной цельной древесины в Европе оказалось недостаточно. Изделия корпусной мебели стали изготавливать из щитов рамочной конструкции, с двух сторон облицованных клеем и фанерой, с внутренним заполнением из проклеенной стружки, из коротких брусков, из витой стружки, поставленной на ребро, а позже - из древесностружечной плиты, производство которой стало в то время интенсивно развиваться.
Щитовые детали облицовывались тогда со всех сторон натуральным шпоном, а их кромки профилировались. Понятно, что это требовало первоначального оклеивания кромок обкладками из цельной древесины еще до облицовывания пластей - только после этого можно было фрезеровать на них профиль.
Но происшедшее тогда же изменение конструкции массовой корпусной мебели, получившей только плоские кромки, дало возможность использовать для их облицовывания тонкие полосы натурального шпона.
Приклеивание к кромкам щитовых деталей обкладок и наклеивание на них полос шпона производилось с использованием карбамидных клеев в эксцентриковых или винтовых ваймах, в пневмоваймах, а позже - в ваймах с диэлектрическим нагревом, на некоторых предприятиях просуществовавших на некоторых предприятиях до начала
Но уже в 1950-х в Германии были созданы двухсторонние кромкооблицовочные станки проходного типа, обеспечивавшие не только наклеивание, но и фрезерование наклеенной обкладки с удалением свесов и профилированием.
Тогда же аналогичное оборудование было создано и в СССР. Но его дальнейшее развитие было остановлено после разработки фирмой Homag в Германии одностороннего кромкооблицовочного станка, впервые продемонстрированного в 1964 году; в этом станке для наклеивания полосы шпона использовался клей-расплав.
Синтетический шпон
В 1960-е годы производство мебели развивалось, полностью перешло на промышленные рельсы, и натурального шпона для облицовывания поверхностей оказалось недостаточно.
Но к этому времени уже были разработаны технологии изготовления его заменителей - смоляных пленок, названных у нас синтетическим шпоном (синтшпоном). По сути это пластик с наполнителем из листовых фоновых (цветных, прокрашенных в массе) бумаг с напечатанным на них рисунком" текстуры древесины. Отличие синтетического шпона от декоративного бумажно-слоистого пластика, представляющего собой гетинакс, в том, что он имеет только один слой листового наполнителя и пропитывается не термореактивными (преимущественно меламиновыми), а термопластичными карбамидными смолами.
Из этих пластиков (синтетического шпона) путем их резки получались и полосы для облицовывания кромок.
Но в дальнейшем в процессе совершенствования технологии производства были получены гибкие рулонные пластики, из которых с помощью продольной резки на так называемых бобинорезательных машинах стали получать рулонные кромочные пластики. При этом конструкция всех кромкооблицовочных станков, выпускавшихся с середины
Тогда же было создано и оборудование, позволившее сращивать листы натурального шпона на зубчатый шип по длине. После дублирования флизом полученной ленты, ее продольного раскроя на полосы и намотки в рулон ее также стали использовать для облицовывания кромок на этих станках без предварительного раскроя на полосы заданной длины.
В самом конце 1970-х, в связи с появлением способа "софтформинг", позволившего облицовывать кромки, имеющие постоянный профиль сечения, производителями кромочного пластика специально для его реализации были разработаны материалы, имеющие гибкость не только в продольном, но и в поперечном направлении.
Пластмассовые кромочные пластики
Это название не очень удачно, потому что содержит тавтологию. Ведь пластик и пластмасса - одно и то же.
Правильнее было бы называть их по технологическому признаку экструдированными кромочными пластиками, поскольку их получают именно этим методом.
К ним относятся два вида, различающиеся способом крепления на кромке заготовки: профильные, имеющие по всей длине заершенный гребень, вставляемый в продольный паз, заранее пропиленный в кромке заготовки, и с плоской оборотной поверхностью, наклеиваемые на кромку заготовки.
Первые были разработаны очень давно и активно применялись еще до изобретения синтшпона. Но по ряду причин они получили распространение только там, где требуется очень высокая прочность самой кромки; во всем мире было разработано лишь две-три модели станков для их запрессовки в кромку детали.
Вторые получили распространение примерно с середины
Сегодня, используя и развивая технологии экструдирования пластмасс, изготовители кромочного пластика разработали материалы с различными наполнителями, получившие общее название 3D, т. е. трехкоординатные, или объемные.
Их достоинство в том, что при фрезеровании фаски на ней как бы продолжается текстура древесины, имитация которой нанесена на их лицевую поверхность. Существуют и прозрачные кромочные пластики, в массу которых введена металлизованная фольга, отражающая свет и создающая весьма интересные зрительные эффекты. Существуют и другие кромочные пластики специального назначения, например, перфорированные, используемые как подоблицовочные при обработке кромок деталей из плит с бумажным сотовым заполнением.
В последние годы разработаны новые рулонные кромочные материалы на основе алюминия с подложкой из специальной термопластичной пластмассы. Они могут использоваться там, где требуется высокая стойкость к износу, например, в изделиях кухонной мебели или в жилых автоприцепах. Непосредственно перед облицовыванием кромки слой этой пластмассы расплавляется посредством лазерного луча и выполняет роль клея.
Вся совокупность перечисленных материалов, как использовавшихся ранее, так и применяемых сегодня для облицовывания кромок, - рейки (обкладки) из цельной древесины, полосовой и рулонный натуральный шпон, полосовые и рулонные пластики на основе листового бумажного наполнителя, экструдированные пластмассовые полосы и профили, и т. д. - в отечественной терминологии имеет одно общее наименование - "кромочные материалы".
Более подробно об их особенностях, назначении и применении мы расскажем в следующей статье.