Конструкторы интенсивно работают над тем, чтобы предлагать все более совершенные мебельные компоненты и создавать как можно большую степень комфорта. При этом учитываются потребности и пожелания как потенциальных потребителей, так и производственников, производящих встраивание этих механизмов и устройств в изделия мебели. В результате возникает значительная дифференциация этих устройств по назначению, сложности и конструкции.
Чуть более сотни лет назад изобретатели первых автомобилей использовали опыт столяров и мебельщиков для создания своих первых конструкций. Широко известным фактом является то, что даже братья Райт собрали свой первый самолет в кроватной мастерской. Однако за прошедшее столетие автомобильная промышленность и самолетостроение сделали колоссальные шаги в развитии техники, повышении комфортабельности своей продукции. Теперь уже мебельщики широко используют опыт автомобилистов и самолетостроителей для совершенствования своей продукции.
Использовать разработки коллег
Причины такого положения, в общем, понятны. Для мебельщиков, представляющих в значительной степени малый и средний бизнес, большие вложения в научно-технические разработки вряд ли станут возможными даже в будущем, разумеется, если в процесс не вмешается государство.
Примером такого вмешательства с целью помощи отрасли может служить Германия, где из бюджета достаточно часто полностью или частично финансируются перспективные разработки. В результате немецкие технологии и комплектующие действительно занимают лидирующие позиции в мире. В России мебельщики на такое внимание со стороны государства рассчитывать не могут, нам приходится ориентироваться только на использование зарубежного опыта.
Еще одним источником поступления новинок, несомненно, может быть использование, как уже упоминалось, разработок автомобильной, авиакосмической и других передовых отраслей экономики. Этот путь используют разработчики самых известных в мире компаний. Одной из самых сильных сторон итальянского мебельного дизайна является использование в их проектах иногда совершенно неожиданных и непривычных для нас материалов, иногда взятых из арсенала очень далеких от мебели отраслей.
В развитие автомобильной и авиационной техники вкладываются колоссальные средства, поскольку это связано с обороноспособностью государств всего мира. Кроме того, машиностроительные предприятия – это в основном крупный бизнес, который имеет возможность концентрировать значительные средства для вложения их в научные исследования, проектирование и освоение новой техники. Между этими отраслями идет постоянный обмен техническими решения ми. Новинки, создаваемые для каких-то сложных условий или даже для экстремальных ситуаций, быстро переходят из разряда уникальных в стандартные предметы домашнего обихода. Тот из производителей, кто предугадывает эти пути развития, быстро внедряет прогрессивные компоненты в свои изделия, получает огромные конкурентные преимущества.
Таким образом, отслеживание технических новинок, появляющихся в передовых разработках создателей ракетных кораблей, гоночных болидов, шикарных авто и других современных технических устройств, должно быть постоянной заботой проектировщиков, производителей и продавцов мебели. Систематический анализ используемых в самой передовой технике компонентов и технических решений может помочь мебельщикам определить перспективные тенденции и направления в проектировании их продукции. При этом необходимо учитывать, что процесс усложнения бытовой техники, ее насыщения различными сервисами и дополнительными устройствами все сильнее ускоряется, и оказаться в положении отстающих можно чрезвычайно быстро.
Так чем же на сегодняшний день располагают мебельщики, каких новинок им можно ожидать в обозримом будущем. Наиболее известными объектами для такого развития являются петли для открывания дверей, а также системы выдвижения различных мебельных емкостей. Механические устройства для плавного и удобного открывания и закрывания различных вариантов мебельных дверок и ящиков прошли уже довольно длительный путь совершенствования, но в последние годы этот процесс заметно ускорился и усложнился, появились совершенно новые направления использования в мебели различных механизмов.
Мебельные петли
Понятно, что первые дверные петли были кожаными, они помогали распахивать дверь, а затем возвращать ее в закрытое положение. Затем кожу сменил металл, появились карточные и рояльные петли. Затем на смену им пришли многошарнирные петли.
Четырехшарнирные петли изобретены уже довольно давно и получили широкое распространение в конструировании и производстве мебели. В производственной номенклатуре фурнитурных компаний насчитываются сотни, если не тысячи различных модификаций этих устройств, предназначенных для самых разнообразных условий эксплуатации. Имеются конструкции для накладных, полунакладных и вкладных мебельных дверок с самыми различными весовыми нагрузками. Дверки при этом могут изготавливаться из самых различных материалов, в том числе из стекла, пластика и металла. В широком диапазоне изменяется угол открывания. Производственники соревновались в последнее время тем, чье изделие выдержит больше циклов открывания, и насколько быстро и удобно ее вмонтировать в готовую мебель. Другие петли оказались почти полностью вытеснены из употребления, поскольку четырехшарнирная конструкция не только может обеспечивать свободное движение, но и фиксирует дверку в крайних положениях, то есть выполняет сразу, по крайней мере, две функции.
К ее недостаткам относилось то, что при закрывании дверки она с некоторым, плохо регулируемым, усилием стучит по корпусу шкафа. Некоторая часть потребителей мирилась с этим, но для других это становилось проблемой. Конструкторы для предотвращения стука пытались использовать различные амортизаторы, включая установку пружинных демпферов или пластиковых прокладок, однако все эти устройства не слишком эффективно выполняют свои функции. Поэтому после появления на рынке четырехшарнирных петель со встроенным амортизирующим узлом к подобным разработкам подключились почти все известные фурнитурные компании.
Однако распашные двери все же не являются самым удобным конструктивным вариантом, поскольку даже при самых больших углах раскрытия они ограничивают доступ к содержимому шкафов, требуют наличия свободной площади перед фасадом шкафа, а при использовании в верхнем поясе создают опасность травмирования. Кстати, с подобными проблемами уже давно столкнулись как в автомобилях, так и в авиации. Представьте, как подобраться к мотору или багажу в отделение с распашными дверями. В автомобилях давно используются самые различные варианты дверей: подъемные, откидные, сдвижные и так далее. У мебельщиков такие варианты сейчас активно разрабатываются, и следует ожидать более широкого использования компланарных механизмов и дверей клапанов для верхнего пояса.
Двери-клапаны
Особый раздел составляют так называемые двери-клапаны. В большинстве случаев это двери кухонных шкафов верхнего пояса. Для большинства потребителей использование этих емкостей является проблемным, поскольку туда трудно дотягиваться. В некоторых случаях в состав кухонной мебели дизайнеры даже предлагали включать лестницу-стремянку, чтобы использовать верхние объемы, однако такое решение все же оказалось не слишком удачным. Обычные распашные двери шкафов верхнего пояса также не слишком удобны, поскольку нередко пользователи травмируют головы о забытые в раскрытом состоянии дверцы. Поэтому для верхнего пояса шкафов проектировщики предлагают использовать не распашные двери, а те, которые могут подниматься вверх, полностью открывая обзор содержимого емкости и не создавая опасность травмирования. Они и получили название дверей-клапанов. Для открывания таких дверей обычные петли малопригодны, поскольку плохо фиксируют дверцу в верхнем положении, и поэтому производителями фурнитуры для них разработаны специальные механизмы.
Однако учитывая, что поднятую высоко дверь необходимо затем еще и закрывать, для них оптимальным является использование дистанционного управления процессами открытия-закрытия. Исходя из этого, упомянутая группа механизмов является одной из наиболее перспективных для внедрения электрического привода.
Это явно прочитывается в представлениях фурнитурных компаний. Ориентируясь на разнообразные требования клиентов, разработчики схватились за карандаши и весьма усердно положили новые проекты на бумагу, а затем и в металл. Так, сегодня двери-клапаны могут останавливаться, несмотря на их величину и вес, в любой заданной позиции. Оснащенные беспроводным дистанционным пультом, двери поднимаются как по мановению руки.
Похоже, что времена, когда приходилось просто руками открывать двери шкафов, заканчиваются. Еще в прошлом году была продемонстрирована электрифицированная лифтовая системы для таких дверей. Выпущен и специализированный пульт для управления электрическими приводами дверей. Такого инструмента может хватать для управления пятью шкафами. Это сокращает издержки на материалы и монтаж систем. Кроме прочего, механизм открытия дверей-клапанов предлагается использовать со встроенным светильником. Уже в недалеком будущем будет достаточно коснуться кнопки управления, чтобы открыть такую дверь.
Системы выдвижения
На первоначальном этапе это были простые направляющие, которые устанавливались на боковые стенки обычного деревянного ящика. Однако по мере развития конструкций в качестве элементов систем выдвижения стали использоваться уже сами стенки ящиков. При этом конструкции самих ящиков становились все сложнее и специализированнее. Деревянные элементы были признаны нерациональными и постепенно они стали изготавливаться из пластмасс и металла. Появились системы полного выдвижения, при использовании которых обеспечивался легкий доступ к самым дальним зонам хранения.
Затем были созданы системы, осуществлявшие плавное и полное задвижение ящиков без участия пользователей на заключительном этапе движения. Также были созданы специализированные системы выдвижения для хранения предметов кухонного обихода в дальних и труднодоступных зонах, например, под угловой мойкой.
Пока мебель делалась из натуральной древесины в штучном или малосерийном производстве, изготовление ящиков для нее совершенно органично вписывалось в обычный технологический процесс обработки. Но по мере развития конструкций и технологий производства мебели специализация различных емкостей все усиливается. Они из разряда элементов мебельного производства все чаще переходят в разряд мебельных комплектующих, которые изготавливаются на специализированных предприятиях, а мебельщики только встраивают их в свои изделия.
В качестве направляющих выдвижных ящиков использовались деревянные и пластмассовые полозки, но сегодня в основном это металлические направляющие: роликовые, и шариковые – двух-и четырехрядные. Выдвижные элементы роликовых направляющих иногда служат одновременно и боковыми стенками ящика, на которые с помощью шурупов монтируются задняя и передняя стенки, и дно, служащее основой всей конструкции.
Современные направляющие обеспечивают легкое и бесшумное выдвижение ящика с автоматическим его дотягиванием в закрытое положение уже с расстояния 3-5 см, а некоторые направляющие позволяют полностью выдвигать ящик из корпуса, что облегчает доступ к хранящимся в нем вещам и предметам. Все направляющие должны позволять при необходимости легко снимать с них сам ящик: после открытия специальной защелки или путем отворачивания фиксирующих винтов.
К конструкции направляющих предъявляются весьма высокие требования: они должны выдерживать сотню тысяч циклов выдвижения ящика при его полной нагрузке, что гарантирует срок службы направляющих, превышающий обычный срок службы самой мебели, а сам ящик и его дно должны выдерживать большие статические нагрузки. Отвечать за решение этих проблем сегодня приходится специалистам компаний, специализирующихся на производстве систем выдвижения.
Электромеханический привод
Когда я после старых "Жигулей" впервые покупал иномарку, то задумывался, нужно ли мне платить дополнительные деньги за электрические стеклоподъемники. Но затем очень быстро выяснилось, что с ними очень даже удобно, и деньги не выброшены на ветер.
Еще буквально 3-4 года назад некоторые менеджеры ведущих мировых мебельных компаний сомневались в необходимости использования электроприводов для мебельных дверей и ящиков. Тогда одна из европейских компаний провела опрос ряда ведущих специалистов мебельного производства о том, какова роль различных электромеханических и электронных устройств в кухонной мебели и как может дальше развиваться это направление их использования.
Можно отметить, что мнения высказывались иногда диаметрально противоположные. Особенно пессимистично выглядели ответы, что ни потребителям, ни коммерсантам она не интересна, а сама тема грядущей электрификации всей мебели инспирируется только фурнитурными компаниями, заинтересованными в сбыте новой продукции.
Сегодня с такой позицией вряд ли возможно выжить на рынке. Скорее можно ожидать, что в ближайшие годы большинство изделий мебели будет выглядеть так, как выглядят внутри современные лимузины. Внутри их салона светятся многие десятки, если не сотни различных лампочек, табло, индикаторов, кнопочек и ручек, работают различные вспомогательные механизмы и устройства, подогреваются сиденья, зеркала и даже руль. Нет сомнений, что механизмы и электроприводы будут все больше встраиваться в мебель и повышать ее комфортность.