Вопрос о материально-сырьевых ресурсах производства мебели не только производственно-экономический, но не в меньшей степени и культурный, связанный с понятиями эстетики и стиля. Одним из таких ресурсов является стекло — уже задействованный, но способный гораздо существенней, чем сегодня, определять общее движение мебельного дела материал.История применения стекла в производстве мебели довольно давняя, но все же укладывается всего в четыре с половиной столетия. Началась она во второй половине XVI века с включения зеркального стекла в конструкцию туалетного стола (Италия, Франция, Испания).
Стоит начать...
Примерно тогда же появился первый шкаф для посуды с остекленными ячейками решетчатых дверных рам (Голландия). Полвека спустя первые остекленные шкафы для книг создает Т. Чиппендейл (Англия), при этом в них был применен способ фасонной пайки стекол в виде ромбовидной сетки. Во второй половине XVIII — начале XIX века изобретаются два новых вида зеркальных устройств: трюмо (высокое зеркало на низком шкафчике для свечей и канделябров, помещавшихся в простенках между окнами) и псише (зеркало в наклоняемой раме на напольных стойках). Отметим также случай включения стекла, тоже зеркального, в оформление верха высокой вертикальной спинки диванов, которые выпускались в первой половине XX века.
Применение стекла в мебели бытового назначения ограничивалось перечисленными направлениями вплоть до середины XX века. Вне жилища листовое силикатное стекло нашло широкое распространение с середины XIX века при изготовлении разного рода напольных и настенных витрин для предприятий торговли, музеев, учебных заведений, офисов и др. А веком позже в этих целях используется уже и органическое стекло (полиметилмета-крилат).
Заметим, что во всех приведенных случаях стекло не было «контактным материалом», с которым потребитель должен был бы соприкасаться при пользовании предметом мебели.
Контактный материал
В 50-70-х годах прошлого столетия во многих странах Западной Европы дизайнерами-авангардистами пред-принимаются попытки расширить область применения стекла в бытовой мебели. Создается множество образцов с конструкционными деталями из стекла. И что особенно показательно, стекло впервые попадает в список «контактных материалов». Появляются столы журнальные, обеденные, кофейные и др. со стеклянными крышками и опорами. Создаются стулья с сиденьями, формованными из стекла, гнутые навесные стеклянные полки и стеллажные системы из них, трех- и четырехсторонние шкафы-витрины и др. Изредка встречаются и кровати со стеклянными спинками. Но по-настоящему приживаются в мебельном производстве только стеклянные полки в хранилищах для книг и посуды. Сегмент рынка, готовый принять все эти инновации, оставался еще слишком узким и незрелым — по вполне объективным причинам.
Все же «стеклянная мебель» закрепляется на рынках стран Запада как их эксклюзивная часть. А в последнее десятилетие прошлого века ее производство переживает быстрый взлет. Стеклянные товары становятся небольшим, но устойчивым сектором ассортимента мебели для жилища. Предприятия, постоянно пополняющие ассортимент этих изделий, сегодня есть почти во всех странах.
Преобладающий профиль их продукции (помимо традиционного применения стекла в шкафах, буфетах и т. п.) — разнообразные витрины и обеденные столы, а реже также и стулья к ним (в частности, для кухонной комна-ты). Также выпускаются столы чайные, кофейные, журнальные, письменные и компьютерные для жилья и офиса; различного назначения полки, стеллажи, подставки; эксклюзивные предметы для сидения, в том числе полностью стеклянные. Чаще стекло комбинируется с другими конструкционными материалами: большей частью — с металлом и деревом в разной отделочной «упаковке», реже — с пластмассой. В данной области мебельного дизайна подвизаются десятки маститых проектировщиков.
Стекло и стиль
Для эффективного развития отечественного ассортимента мебели с конструкционным и другим использовани-ем стекла важно осмыслить причины происходящего роста потребительского интереса к изделиям этого рода. Коснемся важнейших из них, надеясь, что это будет способствовать лучшему пониманию существа задач, стоящих перед дизайнерами, технологами и маретологами в деле создания такой продукции и ее продвижения на внутренний и внешний рынки.
То, что происходило во всех отраслях дизайна во второй половине XX века и продолжается поныне, можно без колебаний назвать поиском современного стиля — нового настоящего стиля, который войдет в историю дизайна. А таковым оказывается лишь стиль, который не только и не просто полностью использует достижения своего времени в технике и технологии, но и закрепляет в формах и образах предметной среды духовные идеалы большинства современников, приобщает их к таким идеалам.
В этом отношении рост интереса к стеклу в мебели, особенно бытовой, представляется нам одним из самых интересных явлений — пожалуй, более знаменательным, чем рост популярности в быту конструкций из металла, пластмассы, камня и его имитаций. Освоение художественно-выразительных потенций стекла — наиболее радикальный путь к обновлению стиля. С масштабного применения стекла в возведении зданий началось в середине XIX веке революционное преобразование архитектурной эстетики. Такую же роль стекло играет и в мебельном дизайне. Особенно это касается использования стекла в качестве «контактного» конструкционного материала в таких предметах мебели, как столы, стулья, кресла, диваны, кровати и т. п. Для этого есть два благоприятных обстоятельства.
Фактор первый
Потребительский интерес к изделиям мебели из «контактного» стекла возможен только при условии превышения жилищем, его помещениями некоего порога по трем измерениям его параметров. По причинам эксплуатационным, физиологическим и психологическим в XX веке размеры типичного массового жилья исключали сколько-нибудь заметное внедрение в него этих изделий. То же справедливо и в отношении офисных помещений.
Дело в том, что стекло — «агрессивный» материал, в том числе потому, что при всей своей возможной ударопрочности оно, даже вставленное в раму двери или столешницы, провоцирует к особенно осторожному, бережному обращению с ним. Поэтому размеры функциональных зон, в которых используются «контактные» предметы мебели из стекла, должны быть существенно больше. Кроме того, как свидетельствует практика, такие функциональные зоны (отдыха, приема пищи) пока еще, как правило, «дублируют» в жилище традиционно меблированные зоны, тем самым «удваивая» расход жилой площади. Из этого можно заключить, что в мотивах спроса на контактную мебель из стекла превалирует эстетическая, стилистическая, а не функциональная потребность. И это стоит учитывать при разработке такой мебели и в ее рекламе.
Опережающим ростом жилищной обеспеченности населения (минимум двукратным) и объясняется, почему в странах Западной Европы и Америки интерес к мебели из стекла возник раньше и рос быстрее, чем в нашей стране. Но и у нас уже довольно заметной стала категория потребителей с жилищными условиями, благоприятными для эксплуатации стеклянной мебели. И есть основания видеть перспективу дальнейшего роста этого сегмента отраслевого рынка. В данных обстоятельствах рассматриваемая мебель может стать и у нас — по закону распространения моды «сверху вниз» — своего рода символом жилищного благополучия, а вместе с тем и символом приобщения к современности. Поэтому она найдет спрос у части даже тех потребителей, чьи жилищные условия еще не вполне благоприятны.
Фактор второй
Следующая причина популярности стекла — общая (потребителей и дизайнеров) «усталость» от мебели традиционных конструкций и декоративных форм. Вторая половина XX века оказалась для мебельного дизайна периодом исканий в самых различных направлениях, зачастую антагонистических. Общая картина того периода — стилистический эклектизм, более глубокий, чем в XIX веке, когда осваивалось машинное производство, но еще свежи были кустарные традиции. Стилевой кризис в дизайне прошлого века был неизбежной издержкой начала становления индутриального изготовления мебели. Этот кризис еще и сегодня не преодолен, но усталость от него уже ощущается. Да и вариативные возможности декоративного стилизаторства не беспредельны в условиях современного индустриального производства. Усталость от них нашла выражение в радикализме направлений «хай-тек» и «минимализм».
Не рискнем утверждать, что в этих современных тенденциях есть некая основа для подлинного стиля современности. Хотя бы потому не рискнем, что такое явление, как стиль эпохи, должно наблюдаться не в отдельных, а во всех отраслях художественного творчества. А мы видим, что сегодня в дизайне мебели и других изделий для быта, в одежде и автомобилестроении, в архитектуре и убранстве интерьеров, в оформлении эстрадных концертов и т. д. — всюду гораздо чаще, чем здраво-рациональные начала «хаи-тека» и «минимализма», сквозит совсем другая «философия» формообразования. Это своеобразный «игривый», «шутливый», «манерный» техницизм: забавность форм за счет сознательного нарушения в них логических канонов и связей. Об этом свидетельствуют диковинные навершия многих строящихся зданий, раскосые автомобильные фары и клавиши мобильных телефонов, чудаковато изогнутые тела пластмассовых чайников и прочее. В основе всего этого лежит, по-видимому, новый идеал личности и жизни, нечто вроде «креативного индивидуализма», иначе говоря — творчески индивидуального самоутверждения личности.
Мы не будет давать данному явлению этически-нравственных и эстетических оценок, не будем делать предсказаний и о его жизнеспособности. Одно несомненно: этот фактор можно и нужно использовать как благоприятное обстоятельство для активизации дизайна и производства мебели из стекла, в первую очередь — мебели «контактной».
В чем превосходство стекла?
Как мебельный материал стекло обладает рядом незаменимых возможностей. Оно также способно заменять другие материалы (древесные, металл, пластмассу) с получением новых функциональных, эксплуатационных и эстетических эффектов, не свойственных этим материалам.
К числу незаменимых свойств стекла относятся прозрачность, максимально возможная экологическая безопасность, устойчивость к практически любым бытовым поверхностным и проникающим химическим, механическим, термическим (у ряда сортов стекла) и биологическим воздействиям. С точки зрения экономики, преимущества неорганического стекла (как и металлов), по боль-шому счету, еще и в том, что это безотходно утилизируемый материал. При этом сырьевая база его производства на порядки шире, распространена почти повсеместно и менее затратна, чем у металлов.
Обладая неограниченной пластичностью, стекло, подобно металлам, позволяет фабриковать детали, цельные и сборные изделия практические любых размеров и конфигураций — от плоских до изощренно скульптурных (в том числе целесообразных в жестких конструкциях и декоративном оформлении любых известных типов и видов мебели).
Поверхность стекла может подвергаться многим видам декоративной обработки и отделке на стадии его изготовления, а также последующей дополнительной обработке (постформингу). В обоих случаях его поверхности может придаваться любая фактура: от зеркально-гладкой до рисунчато-рельефной.
На стадии изготовления в стекло, особенно листовое, в его глубину или на поверхность инкорпорируются различные декоративные элементы из металла или керамики, а также из стекла другого цвета (например, различного вида сетки, фигуры, слои).
Поверхность готовых заготовок и деталей из силикатного стекла может плоско отделываться не только зеркальной амальгамой, но также рисунками в техниках матирования или росписи масляными красками. Применяются и методы изменения геометрии поверхности стеклянной детали. В большинстве случаев это создание фацета вдоль всего периметра детали (крышки стола или дверной филенки); в прошлом небольшие дверные филенки из стекла хрустальных марок порой подвергались углубленному фрезерованию, аналогично хрустальной посуде.
По своей природе силикатное стекло прекрасно окрашивается в массе минеральными (солевыми и др.) добавками всего спектра цветов, в том числе белого и черного. Кроме того, стекло любого цвета, кроме белого или черного, может сохранять прозрачность, причем практически не наблюдается «выгорания» цвета от времени и прямых или отраженных солнечных лучей. Осуществима не только однородная, но и «пятнистая», «струистая» и др. «радужная» окраска стеклянной массы в разные взаимно проникающие цвета.
Все перечисленное делает стекло уникальным материалом, предоставляющим огромные возможности для создания неисчерпаемо разнообразных изделий мебели с функциональными, эстетическими и др. свойствами, иным способом не достижимыми.
Перспективные направления
Перспективными представляются нам следующие направления использования стекла как конструкционного и декоративного материала:
Ассортимент полностью стеклянных предметов мебели:
- стулья и кресла
- навесные полки и стеллажи
- столы кофейные, чайные, придиванные, а также для часов, ваз и др. предметов украшения интерьеров (преимущественно «моноподиев»)
- витрины (в том числе в составе буфета, серванта или в качестве стола придиванного) с тремя, четырьмя или пятью прозрачными сторонами для экспозиции посуды и мелких декоративных изделий.
Отдельные конструкционные детали из стекла, возможно зеркального, в сочетании с деталями из древесины (предпочтительно в массиве), металла, пластмассы, в том числе:
- двери и филенки дверей в шкафах книжных, посудных, платяных
- полки в шкафах
- сиденья стульев
- крышки столов или вставки в столешницу (столы и консоли обеденные, кофейные, чайные, туалетные, придиванные, для цветов и других предметов обстановки)
- ножки нетрансформируемых столов
- спинки кроватей
- надстройки-хранилища у стола письменного и компьютерного
- задняя панель под навесными кухонными шкафами; I зеркала в шкафах платяных, столах туалетных, трюмо, псише и др.
Декоративная отделка мебели стеклом:
- зеркальное и иное стекло на задней стенке посудного шкафа и витрины, на спинках кровати, скамей, на крышках столов, подставок и консолей для предметов украшения интерьера
- инкорпорированная (в технике интарсии) отделка древесных поверхностей окантовкой, узорами и мозаичными изображениями с использованием зеркального и разноцветного стекла (смальты)
- декоративная отделка самого стекла, пути применения которого перечислены в пунктах 1 и 2, в техниках матирования и росписи.
Отдельная емкая тема — применение стекла в мебели для общественных и производственных зданий, а также в уличной, в том числе садово-парковой и верандной. Нами практически не затронут и вопрос об использовании в производстве мебели органического стекла. В этих областях также существует масса специфических возможностей для инновационного развития конструкций и форм мебели, возможно, способного опережать аналогичный процесс в конструировании и промышленном изготовлении мебели для жилища.