Плавное перемещение отдельных деталей и узлов мебели, их плотное и максимально бесшумное соприкосновение и фиксация – для решения этих проблем в мебели используют различные амортизаторы.
Все участники мебельного бизнеса знают, что именно фурнитура – ключевой фактор удачной конструкции мебели. Все эти зацепы, фиксаторы и стяжки превращают разрозненный набор деталей в цельное мебельное изделие, которое можно использовать долго и с комфортом.
Дверца-союзница
Плавное и бесшумное закрывание многочисленных мелких дверок кухонной мебели, огромных распашных и раздвижных дверей платяного шкафа невозможно без использования гасящих инерцию и звук демпфирующих (амортизирующих) устройств и отбойников.
Как же трудно обеспечить легкий подъем и плавное опускание спального места над емкостью для постельных принадлежностей дивана-кровати! Ведь вес этого самого спального места зачастую исчисляется десятками килограммов.
А столь любимая мужской половиной населения откидная дверца бара? Вот уж где особенно требуется, чтобы она бесшумно открылась и столь же тихо закрылась, не выдав хлопочущей на кухне хозяйке «компромат» на мужа, решившего пропустить для аппетита рюмашку-другую. Кстати, в конструировании барных амортизаторов мебельщики продвинулись, пожалуй, раньше остальных: видать, и среди конструкторов встречались верные поклонники Бахуса.
Особое значение амортизаторы играют в детской комнате. Ведь здесь речь уже идет не только о комфорте, но и о безопасности. Двери и дверцы представляют для детских ручонок серьезную опасность. Открываясь-закрываясь, они могут сильно прищемить пальцы. Поэтому здесь нужны плавное движение и фиксация. Не пальцев, конечно, – маленького исследователя фиксировать бесполезно, да и не нужно. Амортизировать и фиксировать следует движущиеся элементы. Для этого используются различные приспособления: ручки, защелки, крючки, фиксаторы, цепляющиеся за нижнюю или верхнюю часть дверки.
Деревянные латы
Дизайнеры неустанно работают над повышением комфортности и удобства мебели. Одно из важных и перспективных направлений в этом процессе – применение различных конструкций и приспособлений, повышающих плавность открывания и закрывания дверей, ящиков и других движущихся элементов мебели, плотность их прилегания к коробкам, фиксацию в необходимом положении.
Мебельные мастера издавна использовали разнообразные деревянные и металлические пружины, рычаги и противовесы. Можно предположить, что такой вид мебели, как секретер (небольшой книжный шкаф с откидной или выдвижной доской, заменяющей стол), получил свое название из-за того, что в его конструкциях часто использовались различные секретные пружины для фиксации потайных ящиков и полочек.
Мебельщики давно научились массово производить деревянные пружины из клееной фанеры, которые используются в основаниях кроватей. Сегодня такие пружины, известные под названием «латы», значительно усовершенствованы и могут даже иметь регулируемую жесткость. Демпфирующий эффект склеенной древесины дал жизнь целому направлению мебельной отрасли – производству гнутоклееных изделий.
Без шума и пыли
Более ста лет назад инициативу мебельщиков подхватили строители различных транспортных средств – паровозов, автомобилей, а затем и самолетов. Для сооружения своих первых «самобеглых колясок» они, конечно, воспользовались опытом столяров-мебельщиков, и первые дверцы автомобилей не сильно отличались от дверей шкафов. Но позже конструкции амортизаторов, фиксаторов и уплотнений в автомобилях и самолетах очень быстро и решительно оторвались от мебельной простоты – ведь от качества и надежности этих изделий в значительной степени зависит жизнь водителей (пилотов) и пассажиров, а это уже серьезно.
Да и степень комфортности автомобиля – один из главных параметров, определяющих успех производителя на рынке. Автомобильные амортизаторы представляют собой сложные настраиваемые системы, а электрические стеклоподъемники нынче ставят даже на «Лады» и «Волги». Огромная и тяжелая дверь лимузина сегодня должна открываться и закрываться легким нажатием пальца.
К тому же она не имеет права стучать, а уж тем более скрипеть, и при этом должна полностью исключить проникновение в салон дорожной пыли. Да что говорить – такая дверь должна без проблем открываться и закрываться даже после удара автомобиля о бетонную стену!
Для изготовления таких компонентов транспортных средств создаются специализированные производства, использующие передовые достижения инженерной мысли и самые современные и качественные материалы.
Автопром не догнать
Следует признать, что по части использования элементов повышения комфортности мебельщики уже довольно сильно отстали от производителей транспортных средств. Впрочем, в некоторых мебельных изделиях прослеживаются попытки использовать достижения передовой инженерной мысли. Появляются механизмы трансформации кресел с дистанционным управлением, выдвижные системы плавного закрывания с доводчиками, сложные конструкции раздвижных дверей и т.д. А самые обычные офисные кресла сегодня практически немыслимы без газового патрона.
Однако общий уровень использования в мебели элементов комфортности пока еще довольно низок, особенно в отечественных изделиях. В большинстве фурнитурных фирм различные амортизирующие, фиксирующие и уплотняющие системы производятся в качестве дополнения к основному ассортименту. И даже уже давно разработанные конструкции и материалы нечасто применяются в борьбе за максимальное снижение себестоимости. Подавляющее большинство мебельщиков стремится повышать комфортность изделий за счет использования самых простых и малобюджетных конструкций.
Однако опыт тех же автомобилестроителей свидетельствует: экономия на комфортности изделий в долгосрочном плане ведет к проигрышу на рынке.
Мягкие кнопки
Самые простые и известные отбойники – это самоклеящиеся небольшие формованные кнопочки. Они используются как ограничители и простейшие амортизаторы для мебельных и прочих дверей, как амортизаторы для перевозки изделий из стекла, как наклейки на всевозможные ножки, подставки и т.п. Выполненные из высокоэластичного полиуретана, они не скользят по поверхности, эффективно смягчают удар и гасят звук.
Эти элементы могут иметь самые различные формы, размеры и цвета (прозрачные и потому незаметные на поверхности и не тускнеющие со временем, а также черные, коричневые, серые, белые). Установить их крайне просто: нужно всего лишь снять элемент с несущей защитной пленки и приклеить его по месту. Даже при длительной эксплуатации они не отклеиваются, не трескаются и сохраняют эластичность и прозрачность.
Особенность этого материала – в его чрезвычайной упругости и особом свойстве «самозалечивания» – т.е. способности сопротивляться механическим повреждениям. Эти амортизаторы не растрескиваются от постоянных ударов, а демпфирующий эффект подобного отбойника в несколько раз выше, чем у полиэтиленовых амортизаторов. Но даже такое простое изделие можно продолжать совершенствовать. Например, компания «3 М» в своем ассортименте предлагает 16 видов таких кнопочек.
Ряд фирм производит амортизирующую кромку. Она может использоваться во всех видах корпусной мебели из ДСП, выполняя целый ряд функций: сберегает саму кромку, предохраняет от «хлопанья» при закрывании дверок или ящиков, защищает содержимое мебели от попадания грязи и пыли.
Такая кромка наклеивается на торцы и внутренние перегородки мебели. На ее поверхности имеются усики, работающие как амортизатор при ударе и как уплотнитель – при закрытых дверях. Устанавливается кромка с помощью обычного кромкооблицовочного станка, при этом не требуется даже менять прижимные валики.
Чудо-пружины
Мы уже говорили, что в более тяжелых конструкциях, особенно в мягкой мебели, для доступа к ящику хранения постельных принадлежностей нередко приходится поднимать все спальное место, весящее десятки килограммов. Для облегчения этой one рации часто используются различные механизмы со стальными пружинами. Но у них есть целый ряд недостатков, заставляющих конструкторов искать им замену. И здесь на помощь мебельщиком приходят автопроизводители.
Газовые или масляные амортизаторы давно и успешно применяются в подвеске автомобилей, а также для плавного открывания и закрытия капота, крышки багажника и пр. Газовый амортизатор, газовый упор, гидравлический амортизатор, пневматическая пружина, пневматический амортизатор, гидравлический упор, гидравлическая пружина и даже газовый замок – все эти названия используются для обозначения одного класса механизмов, а именно – газовых (гидравлических) пружин. А вот термин «газлифт» в данном случае представляется неправильным, поскольку так уже давно называется устройство для подъема жидкости, состоящее из трубы, в которую снизу подается газ.
Область применения газовых пружин чрезвычайно широка. Капоты и двери багажных отсеков, пассажирские и водительские сидения, люки автобусов, самолетов и водного транспорта, стекла кабины в строительных и сельскохозяйственных машинах, ставни передвижных и стационарных торговых павильонов – пружины все чаще находят свое применение там, где необходимо плавно поднимать тяжести и уравновешивать нагрузки. Функция противовеса – отличительная черта газовых пружин.
Газовая пружина – это пневматический цилиндр, в гильзу которого под определенным давлением закачан азотный газ. При нагрузке на поршень цилиндра газ сжимается, и происходит закрытие пружины. При снятии нагрузки газ начинает расширяться и выталкивать поршень, при этом пружина плавно переходит в открытое состояние. В гидравлических системах используются мало-пенящиеся жидкости, иногда – комбинации газа и жидкости.
Применение различных рабочих жидкостей и систем клапанов позволяет получать механизмы с самыми разными характеристиками. При этом скорость и усилие перемещения могут варьироваться в очень широких пределах.
С газом не шутят
В последнее время этим изделиям находятся все новые способы применения в изделиях мебели. Появились конструкции диаметром до 10 мм, которые можно устанавливать внутрь щитовых элементов корпусной мебели. Есть пружины, приспособленные для установки в стандартные крепежные отверстия для мебельной фурнитуры. Думается, что использование этих полезных устройств в мебель-ной промышленности в ближайшие годы значительно возрастет, что позволит значительно повысить комфортность современной мебели.
Типичная газовая пружина это:
- Свободно перемещающийся шток
- Втулка
- Пыльник
- Трущийся подшипник
- Сальник наружный
- Набивка сальника
- Внутреннее уплотнение
- Корпус – герметичный цилиндр
- Поршень
- Перепускной клапан
- Уплотнение поршня
- Клапан
Втулка, пыльник, подшипник и сальники обеспечивают перемещение штока в герметичном пространстве. Втулка-поршень и клапан предохраняют шток от возможного перекоса под давлением, обеспечивают демпфирующие свойства всей конструкции газовой пружины.
Заправка газом производится один раз в процессе изготовления пружин при давлении от 50 до 2700 N. В некоторых конструкциях газовой пружины для регулировки жесткости используются ниппели –правда, только в специальных пружинах низкого давления. Газовые пружины однократной заправки в процессе промышленной сборки накачивают газом через сальник. Цилиндр в таком случае делается полностью глухим.
При изготовлении газовых пружин используется азот. Во избежание быстрого износа и коррозии перед заправкой газ предварительно проходит очистку от пыли. В качестве смазочного материала в цилиндр заливается небольшое количество очищенного машинного масла. Но следует крепко запомнить, что газ в патронах содержится под высоким давлением, поэтому не рекомендуется вскрывать или повреждать корпус газовых пружин. Выход газа с каплями масла сравним со взрывом и может привести к серьезным травмам. Если возникла необходимость вскрыть газовую пружину, перед этим следует осторожно стравить давление.
Такие устройства способны обеспечить большой ход поршня с небольшим усилием на штоке. Их несомненное достоинство заключается в том, что во время эксплуатации не изменяется коэффициент жесткости. Кроме всего прочего они позволяют фиксировать мебельную конструкцию в любом положении, например держать дверцы шкафа приоткрытыми для проветривания.
Отрадно, что эти апробированные автопромышленностью механизмы наконец-то начали применять и мебельщики. А поскольку личная заинтересованность – отличный стимул, я подозреваю, что первые офисные кресла с газовыми амортизаторами конструкторы придумали для собственного комфорта, а уже потом эти изделия получили широкое распространение во всей мебельной отрасли.