Избранное

Столовый гарнитур

Столовый гарнитур

Мебельный гарнитур – французское изобретение. Слово garniture произведено от garnir – отделывать, украшать и по смыслу родственно слову garni – меблированная комната. В своем главном значении гарнитур – это набор предметов мебели, обеспечивающий законченную меблировку какого-либо помещения.

Мебельные гарнитуры начали выпускаться в XVII веке на созданной Людовиком XIV королевской мануфактуре, обслуживающей преимущественно нужды двора. С тех пор и поныне гарнитуры популярны – сегодня на них приходится значительная часть спроса. Главное преимущество гарнитуров в том, что они гарантируют потребителю базовое художественно-стилевое единство и выверенную комфортность жилого интерьера. Для потребителя здесь очевидный выигрыш: за те же деньги – более качественный результат.

В основе многообразия

Разнообразие запросов потребителей не бесконечно, уникальным наклонностям индивидуумов противостоят нормы социальной группы, к которой индивидуум принадлежит. В результате существуют типичные базовые варианты запросов, характерные для разных потребительских групп. В основе этого лежат различия в бытовой культуре, задаваемые следующими факторами:

1. Материальная обеспеченность, точнее объем средств, которые могут быть выделены на приобретение мебели. Как правило, полный столовый гарнитур приобретают семьи в высоким и средним бюджетом. Здесь же – жилищная обеспеченность, в том числе по числу комнат в доме на одного члена семьи. Специальная столовая устраивается исключительно в тех случаях, когда число комнат у семьи превышает число ее членов. Тогда большое значение имеют уже и размеры комнаты, выделяемой под столовую.

2. Домашний образ (стиль) жизни. В нем существенны три аспекта:

  • Стиль поведения и действий в столовой. Особенный интерес представляют две его крайности: стиль деловитый (как говорилось в старину – «чинный»), следующий установленному порядку, регламенту, и стиль свободный, спонтанный, зависимый от смены чувств, настроений и желаний, нуждающийся в уютной, интимной обстановке. Обычно требование поведения того или иного рода распространяется не только на всех членов семьи, но и на гостей, для которых устраивается застолье, и это требование должно «читаться» по характеру обстановки.
  • Тип и масштаб общения на дому. Здесь тоже значимы две крайности: помещение может быть ориентированно преимущественно на внутрисемейное общение, или на застолье с гостями. В обоих случаях большое значение имеет число персон, одновременно собирающихся в столовой.
  • Тип ценностного отношения к обстановке в столовой. Обстановка рассматривается преимущественно как средство утилитарного назначения, или же в ней видят также средство демонстрации высокого имущественного и социального статуса семьи.

3. Ориентация художественного вкуса. По своим индивидуальным вкусам потребители мебели образуют три группы:

  • Консервативные почитатели «классики» интерьерного и мебельного искусства.
  • Умеренно консервативные сторонники типичной «современности».
  • Прогрессивные либералы, которым в мебели не чуждо все инновационное, экстравагантное, эпатирующее.

4. Наличие/отсутствие у столовой сопутствующих функций. Нередко столовая служит местом не только для гастрономического застолья и его материального обеспечения (стационарным и мобильным сервировочным столом, хранилищами для посуды, столовых приборов и др.). В ряде случаев помещению задаются сопутствующие функции. Нам интересны только те из них, которые требуют специальной мебели. Чаще всего это экспозиция антикварных вещей (специализированные хранилища) и приватная беседа вне застолья или ожидание завершения сервировки стола (кресла, стулья, пуфы, небольшой диван). Потребность этого рода, как и ее отсутствие, наблюдается во всех потребительских группах преимущественно тогда, когда площадь столовой не менее 20 м. кв., и потому не является группообразующим фактором. Но этот фактор должен рассматриваться при принятии решений о составе столового гарнитура до его проектной разработки.

Типы гарнитуров

Группировка перечисленных факторов, проведенный анализ рыночного ассортимента столовых гарнитуров зарубежного и отечественного производства, а также полевые социологические исследования показали, что устойчиво существует пять ярко выраженных ниш потребления таких гарнитуров, можно сказать типов гарнитуров.

Тип «функциональный», или «рациональный». Главные отличительные признаки этого типа – деловой стиль домашней жизни и ее обстановки, ограниченное (как правило, эпизодическое) гостевое общение и умеренный консерватизм художественного вкуса. Сопутствующие признаки – непременно высокая платежеспособность и отсутствие престижности. По прочим факторам возможны любые из вышеуказанных вариантов.

В состав столового гарнитура входят обеденный стол и стулья, рассчитанные на 4, 6, реже 8 персон, шкаф для посуды, столовых приборов и белья (1-2 шт.), мобильный сервировочный стол (сервировочная коляска). Для помещений площадью более 10 м. кв. возможны также бар, буфет и стационарный сервировочный стол.

В конструкциях изделий и формах строго проводится принцип функциональной и конструктивной целесообразности, обеспечивая при этом максимально возможный комфорт, в том числе путем полной специализации и оснастки отделений хранилищ. Шкафы могут быть сблокированными. Трансформация стола и перемещение стульев на должны требовать заметных усилий. Конструкционные и облицовочные материалы – массив древесины, натуральные ткани, кожа.

Тип «уютный». Специфическая особенность этой культуры быта – понимание дома как пространства, в котором можно быть свободным, раскрепощенным в своих действиях и чувствах. Сопутствующий признак – непременно не слишком большие размеры помещения, в том числе столовой – до 17-20 м. кв. (в противном случае простанство членится на мелкие зоны с помощью специальной расстановки вещей).

Функциональный состав предметов мебели тот же, что и для столовой «рационального типа». Обязательны 1-2 кресла для отдыха или приватной беседы. Кроме того, нужны малоразмерные, различной формы столы-подставки для ваз, часов, статуэток (2-4 шт.) и подставки для цветов. Вообще здесь все изделия требуются более миниатюрные по своим размерам и производимому впечатлению. В особенности это относится к шкафам, которые должны быть малогабаритными, отдельно стоящими предметами. Стол обеденный желателен круглый или квадратный в нераздвинутом состоянии или вовсе не раздвижной.

Формообразование изделий здесь отличается большей свободой от полной функциональной целесообразности. Допустимо умеренное использование некрупных декоративных сюжетов (резьбы, профилей, инкрустаций и пр.). Большую роль играет цветовое решение изделий, выдержанное в различных мягких тонах и тонко нюансированное. Для гарнитуров «уютного» типа характерны конструкционные материалы того же рода, что и для столовой «рационального» типа. В этом случае практически всегда обеденный стол покрыт скатертью, поэтому целесообразно учесть данный момент при выборе облицовочного материала для мягких сидений стульев или же комплектовать гарнитур набором скатертей. Сопутствующая мебель для отдыха или часть ее может быть плетеной.

Тип «салонный». Основной признак – широкое гостевое общение, сопутствующие признаки – наличие для столовой помещения более 20 м. кв., подчеркнуто регламентированный, солидный стиль поведения, в том числе и гостей.

В состав гарнитура должны входить обеденный стол и стулья (можно с локотниками) на 10-12 персон и, соответственно, хранилища большого полезного обьема. Могут быть также 1-2 шкафа-витрины для экспозиции каких-либо вещей, в том числе ценной посуды. В данном случае в составе гарнитура практически обязательна мебель для отдыха. Стулья предпочтительны с высокой (не ниже лопаток) и прямой спинкой. Их сиденье, возможно, и спинка – умягченные. Особое требование к обеденному столу – его размеры должны обеспечить посадку персон с большим удалением друг от друга, чем обычно. Следует учесть, что здесь, как и в столовой «уютного» типа, стол на время застолья обычно покрывается скатертью.

Формообразование предметов мебели может быть любой художественной ориентации, кроме «либеральной». Однако в любом случае мебель должна быть солидной и по конструкции и на вид, в том числе за счет массивности форм, применение масштабно укрупненных членений, профилей и других деталей. Этими же соображениями следует руководствоваться при выборе конструкционных и облицовочных материалов, в любом случае натуральных.

Столовый гарнитур

Тип «ретро». Специфическая особенность данного типа - консервативная ориентация художественных вкусов с ярко выраженной демонстрацией престижа. Сопутствующий признак – особо высокий уровень платежеспособности. Наиболее полная реализация установок данного типа возможна в столовой площадью не менее 20-25 м. кв. В состав гарнитура входят стол и стулья (можно с локотниками) на 6-12 персон, буфет, низкий шкаф (используется как сервировочный стол), шкаф-витрина для антикварных, декоративных и других вещей (1-2 шт.). Могут быть столики-подставки для ваз, часов, скульптур и цветов, а также сопутствующая мебель для отдыха и приватных бесед.

Формообразование предметов должно обеспечивать их похожесть на наиболее роскошные образцы изделий таких исторических стилей, как ренессанс, барокко или рококо. Конструкционные и декоративные материалы, в том числе тканые, тоже должны быть максимально приближены к указанным историческим прототипам. Исключается применение современных лаков для отделки поверхностей и стеклянных полок в шкафах.

Тип «авангардный» или «либеральный». Основной признак – престижность обстановки, на скорее интеллектуальной, чем имущественной направленности, которая выражается в предпочтении художественных инноваций, экстравагантных или эпатажных решений мебели. Сопутствующие признаки – высокий уровень материальной и жилищной обеспеченности потребителя, а также свободный стиль поведения в доме.

Состав основных предметов тот же, что и для выше описанных типов. Столы-подставки для цветов и прочих средств декорирования интерьера, как правило, не требуются. Формообразование предметов мебели исходит из принципа главенства конструкции, однако для достижения в первую очередь не наилучшего функционально-комфортного результата, а для получения необычного внешнего вида предметов. В то же время возможно применение в конструкции предметов мебели (особенно стола и хранилищ) разного рода новых устройств и механизмов, повышающих комфорт застолий.

Конструкционные материалы для всех видов изделий могут быть самыми разными, в том числе применяемыми комбинированно: трубчатый гнутый и другой металл, стекло (прежде всего гнутое), керамика, синтетические материалы для надувных или наполняемых оболочек (для мягкой мебели), массив древесины, гнутоклееная фанера и др. Технологии обработки и отделки требуются самые тонкие, обеспечивающие чистоту выполнения всех деталей и соединений.

Все, а не некоторые

В реальном массовом быте весьма распространено смешение в интерьере столовой комнаты предметов, которые по своим признакам относятся к разным культурам потребления. Такие столовые обычно оборудуются изделиями, приобретаемыми поштучно или группами на свой вкус и риск. С коммерческой точки зрения это весьма «обидное» обстоятельство, говорящее об упущении промышленностью своей выгоды. К тому же многие проектные разработки тоже страдают непоследовательностью, нечеткостью потребительского адреса. Максимум того, что можно сделать сегодня на пользу нашим потребителям – это профессионально давать им рекомендации при покупке мебели. Более эффективным представляется путь – поставка на массовый рынок гарнитуров всех охарактеризованных типов, - именно всех, а не некоторых. Это послужит делу просвещения, повышения массовой культуры обустройства дома, а также несомненно привлечет больший потребительский спрос к столовым гарнитурам.


"Фабрика Мебели" №4/2004

Другие статьи

Все статьи
Подпишитесь на новости

И вы всегда будете в курсе последних событий, новинок и акций!

Каталог товаров
Ваш браузер устарел и больше не поддерживается. Работа в этом браузере не безопасна. Корректная работа на сайте не возможна.Подробнее.