Избранное

Выбрать мебель? Это непросто

Мебельный бизнес

Любому человеку рано или поздно приходится покупать мебель. Попав с современный мебельный магазин, покупатель оказывается перед огромным выбором: мебель дорогая и подешевле, импортная и отечественная, различных стилей и декоров.
Вы еще не до конца уверены в своем выборе? Сомневаетесь? Правильно делаете.
Мебель - особенный товар.

Во-первых, недешевый. По цене полный набор жилой мебели сопоставим со стоимостью автомобиля. Кто-нибудь покупает машину, не поинтересовавшись, что там внутри?

Во-вторых, это товар долгоживущий, долгоиграющий. Только представьте: то, что вы собираетесь оплатить по счету, будет рядом с вами каждый день на протяжении нескольких лет. Со всеми своими достоинствами и недостатками.

В-третьих, современная мебель - достаточно сложный продукт. При ее изготовлении используются самые различные материалы, крепеж, клеи, покрытия, фурнитура, наполнители, обивочные ткани. Каждый из этих компонентов так или иначе влияет на потребительские свойства мебели - удобство, долговечность, экологичность. И на цену, разумеется, тоже.

Наконец, в-четвертых, мебель - очень разнообразный товар. Покупая стиральный порошок, сигареты, телевизор, холодильник, жевательную резинку, компьютер, вы выбираете один вариант из нескольких десятков. Колбасу, сыр, вино - из сотен. А приобретая мебель, выбираете из десятков тысяч! Это не преувеличение: рынок диванов, например, сегодня предлагает тысячи разных моделей, каждая из которых может существовать в сотнях вариантах обивочных тканей. На тысячи идет счет при выборе стола, шкафа, кровати, кухни.

Да здравствует разнообразие! Но зачем вам тысяча диванов? Вам нужен один. Хотите узнать, какой именно? По теории вероятности его нельзя угадать. Зато можно вычислить, последовательно отвергая, отсеивая непригодные. Образно говоря, ступая на порог мебельного магазина, вы вступаете в лабиринт, на каждом повороте которого в определенной последовательности должны будете задать себе ряд конкретных вопросов. Отвечая на них, вы станете продвигаться к цели, сводя многотысячное разнообразие вариантов к одному единственному, вашему.

Почему хорошая мебель стоит дорого?

Почему хорошая мебель стоит дорого?

Почему мебель стоит столько, сколько она стоит?
В категории часто задаваемых вопросов этот - самый популярный. Однозначно ответить на него невозможно. Но можно обсудить.
Опросы показывают, что российские покупатели мало интересуются мебельными марками. Для большинства из них существуют только два квазибренда: импортная мебель и отечественная. При этом подразумевается, что привозная мебель априори должна стоить дороже - ну, просто потому, что она "не наша".
На самом деле здесь требуются уточнения. Как минимум, сравнивая цены, надо учесть, что импорт импорту рознь. По официальной статистике, в 2004 году в России было продано мебели почти на 3 миллиарда долларов ($2925 млн). На долю импорта пришлось 47,7%. Однако примерно треть импорта - это поставки из Белоруссии. На долю дальнего зарубежья приходится около 37% продаж.

Но и "дальний" импорт неоднороден по своему составу. Основные поставки осуществляются из Германии и Италии.
Немецкая мебель, как правило, поточная, изготовлена на крупных заводах. В Европе ее относят к среднему ценовому сегменту, у нас же склонны причислять к дорогому.
Основу итальянской мебельной промышленности составляют тысячи небольших сборочных фабрик и мастерских (мебельные центры - провинции Пезаро и Венето на севере страны). В себестоимости итальянского продукта высока доля дорогого квалифицированного ручного труда, велики также затраты на дизайн и поддержание авторитета законодателей мебельной моды. Что отражается на ценах.
В конце прошлого века в России хорошо продавалась средне-дорогая (а по европейским меркам - дешевая) мебель из Польши, Бельгии, Дании. После дефолта 1998 года поставки из этих стран резко сократились. Настолько, что, например, датская промышленность, ориентированная на экспорт, почти полностью прекратила свое существование.
Постепенно усиливаются позиции Малайзии. В этой стране развитие мебельной отрасли признано национальным приоритетом, продукция относительно недорога, но в наших магазинах стоит как бы особняком, так как отличается ярко выраженным местным колоритом.
В последнее время на российском рынке активизировались импортеры из Китая. Начав внедрение с дальневосточных регионов, китайская мебель уже вполне освоилась и в центрально-европейской части РФ. Дешевизна рабочих рук дает китайцам порой весьма существенные ценовые преимущества. Однако диапазон качества - от "очень хорошо" до "очень плохо". Поэтому велика роль российского партнера, осуществляющего закупки в Китае. Именно его добросовестностью и профессионализмом определяется качество китайского товара в России.

Мебельный бизнес

Отечественная мебельная промышленность сегодня - одна из самых успешных и динамичных отраслей. В то же время общественное мнение по инерции приписывает ей грехи планового хозяйства: техническую отсталость, неповоротливость, низкое качество в погоне за валом.
Правда же состоит в том, что история российского мебельпрома после 1998 года началась заново. Практически все фабрики, выпускающие мягкую мебель (диваны, кресла) за редким исключением моложе Конституции РФ. Среди изготовителей корпусной мебели (шкафы, спальни, кухни и т. п.) ветеранов больше, но и у них от прежних производств остались только "старые стены". Пик перевооружения пришелся на 1999-2004 годы. За пять лет крупными мебельными предприятиями в страну было ввезено 306 445 единиц современного импортного оборудования (общим весом более 70 тысяч тонн!) на сумму в полмиллиарда долларов! Эти станки, прессы, поточные линии определяют современный технический уровень отрасли и, соответственно, качество продукции. Предприятия, оставшиеся в стороне от этого высокотехнологического мейнстрима, не выдержали конкуренции - их больше нет. Таким образом, среднеотраслевой производственный тонус российских мебельщиков сегодня не ниже общеевропейского. А иногда и выше.
В качестве примера: самое молодое, одно из самых крупных и эффективных в Европе производств по выпуску корпусной мебели расположено в брянских лесах. Фабрика со стопроцентным российским капиталом построена по немецкому проекту, оснащена немецким оборудованием, образцы мебели, которая поставлена здесь на поток, специально разработаны немецким дизайнерским бюро. Благодаря высокой автоматизации производства, "автоматически" поддерживается и среднеевропейский уровень качества. Другими словами, ничего общего с советским ширпотребом - по определению. Для мебельной промышленности России такая ситуация уже типична.
Если все так замечательно, откуда берется "ширпотреб", примеры которого в избытке встречаются на мебельных развалах строительных рынков или у коробейников, торгующих по фотографиям возле метро?
Дело в том, что помимо официального рынка мебели в России существует еще и полутеневой, представленный так называемыми "гаражными кооперативами". Экономя на всем, уходя от налогов, мелкие теневые производители выпускают предельно дешевые шкафы, диваны и кресла в частных гаражах, подсобках или сельских сараях. Точные масштабы этого производства никому не известны, но по косвенным данным (потребление древесностружечных плит, поролона и т. д.), в теневом секторе производится больше мебели, чем завозится по импорту и выпускается крупными и средними мебельными фабриками.
Эта продукция пользуется спросом исключительно благодаря своей доступности, но при этом не выдерживает никакой критики. "Экономика" гаражного производства такова, что "дешевая, но добротная" мебель в ней просто нерентабельна. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на диаграмму:

Из чего складывается себестоимость отечественной "мебели"

Из чего складывается себестоимость отечественной 'мебели'

Основная статья расходов - сырье и материалы. Крупные фабрики экономят, закупая их по оптовым ценам. Индивидуальный, частный предприниматель во главе трудового коллектива из пяти человек может существенно сэкономить единственным способом - выбирая только самые дешевые, случайные, самые низкопробные материалы, фурнитуру, клеи, лаки и краски. Других козырей в ценовой конкуренции у него попросту нет.

NB: Важно отметить, что еще совсем недавно остро стояла проблема: как отличить "теневую" мебель от "добропорядочной". Сегодня эти товары уже существуют параллельно, не пересекаясь. Специализированные мебельные магазины, устав от рекламаций, избегают торговать продукцией "гаражников". Так что теперь проблема решается достаточно просто. Хотите мебель с гарантией - ваш путь в магазин. Нужна дешевая во что бы то ни стало - ищите ее в прямом смысле под открытым небом.

Кому можно доверять?

К сожалению, на отечественном мебельном рынке пока еще очень мало известных, авторитетных брендов, проверенных временем, - их можно пересчитать по пальцам одной руки. Наверное, поэтому, выбирая мебель, многие покупатели далеко не в первую очередь интересуются тем, кто ее изготовил. Даже на ценниках в магазине можно встретить недопустимо расплывчатое обозначение происхождения товара: "Россия".
Россия велика, а достойную мебель можно найти только у добросовестного производителя. Но как понять, кто есть кто?

1. Обязательно выясните у продавца, кто поставляет приглянувшуюся вам модель. Как называется фабрика, где расположена, входит ли в состав более широкого холдинга или объединения.
После этого крайне желательно получить рекомендации тех, кто уже купил мебель именно этой фирмы.
Займитесь опросом - если не ваши знакомые, то знакомые ваших знакомых наверняка сообщат что-нибудь конкретное. Отличное подспорье - тематические чаты в интернете.

Мебельный бизнес

2. В магазине обратите внимание не только на понравившийся шкаф или диван, но и на другие изделия той же фирмы-производителя.
Еще никому не удавалось на одной и той же фабрике выпускать и хорошую, и плохую мебель одновременно. Хотя бы потому, что фирменное качество во многом определяется стоимостью рабочей силы и сложившейся культурой производства.
По этой же причине мало кому удается совместить на одном предприятии выпуск дорогой и дешевой мебели.
При выборе дивана или кресла хороший признак, если "ваша" фабрика выпускает кожаные модели. Считается, что умение работать с кожей - показатель высокой квалификации.

3. Гарантийный срок по закону не может быть меньше одного года. Больше - сколько угодно. Если производитель ограничивает свою ответственность нормативными 12-ю месяцами, это повод насторожиться. В конструкции мебели нет особо сложных деталей, нет ничего, что при добросовестном исполнении не в состоянии прослужить несколько лет.

4. Особое внимание - мелким показателям качества. Для шкафа это, например, стыки декоративных планок и профилей - заметные щели и неровности выдают общую небрежность. О качестве мягкой мебели говорят швейные строчки, которые должны быть ровными, без "петель" и пропуска стежков. Скобки (вроде тетрадных), которыми обивка крепится к деревянным деталям каркаса, - еще один показатель: если они смяты или вбиты не на всю длину, можете делать выводы.

5. Важны также косвенные показатели. Например, реклама. С одной стороны, расходы на рекламу увеличивают цену товара, но одновременно - и ценность марки с точки зрения производителя. "Продвинутая" фабрика не может себе позволить рисковать репутацией, потому что плохая репутация гораздо хуже, чем никакая. Поэтому, как правило, расходы на рекламу и на ужесточение системы контроля качества осуществляются параллельно.
Зачастую на скрытых, "изнаночных" деталях можно обнаружить фирменный логотип. Способы его нанесения самые разные, вплоть до лазерной гравировки. Это хорошая практика - значит, фабрика уважает собственную марку и дорожит ею. Разумеется, неаккуратный чернильный штамп типа "ОТК-35" свидетельствует об обратном.
Не отказывайтесь, если продавцы предложат фирменный буклет: его содержание и полиграфическое исполнение дадут вам достаточно точные представления об общем уровне культуры на фабрике.

6. Выбирая мебель "в сборе", покупатель зачастую не может судить, из чего она сделана. Наиболее ответственные производители все чаще снабжают свою продукцию "паспортом изделия" с подробной информацией о применяемых материалах: экологической безопасности ДСП (например, Е1), о породе древесины, пошедшей на каркас (дуб, кавказский бук), марке поролона, обивке и даже о нитках, которыми она прошита.

7. Не гонитесь за ценой. Сосредоточившись на выпуске "доступной" мебели, производитель вряд ли согласится экономить на собственной прибыли - скорей всего, он сэкономит на качестве продукта. Если хотите подешевле, лучше обратитесь в стоковый магазин, которых сегодня открывается все больше и больше. Это не то же самое, что памятная многим комиссионка. Здесь торгуют моделями, уже отстоявшими свой срок в мебельном салоне и прошедшими необходимую предпродажную подготовку. Во всяком случае заранее понятно, почему эта мебель стоит дешевле.



"Мебельный бизнес"

Другие статьи

Все статьи
Подпишитесь на новости

И вы всегда будете в курсе последних событий, новинок и акций!

Каталог товаров
Ваш браузер устарел и больше не поддерживается. Работа в этом браузере не безопасна. Корректная работа на сайте не возможна.Подробнее.